16.10.2021
Подготовила и провела воспитатель старшей группы МАДОУ № 3 «Колобок»
Кузнецова С.Л
Конспект «В мире
металла»
Цель: Познакомить детей
со свойствами и качествами металла; научить находить металлические
предметы в ближайшем окружении; уточнить и
обобщить представления детей о свойствах и качествах металла:
гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм,
звук; закрепить правила обращения с горячими предметами;
развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Материал. Картинки с
изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т.
д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ,
магниты и т. д.,
Ход занятия:
Организую
выставку «Мир металла» (изображения предметов из металла) .
- Ребята, что это?
Вам знакомы эти предметы? А это что?
-
Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.
1. Загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Бьют Ермилку
По затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по
фуражке,
Чтоб пожил он в
деревяшке.
(Гвоздь)
Полежит он без
вниманья
Целый день в твоем
кармане.
Без него домой
придешь -
В дом не попадешь.
(Ключ от замка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь
—
Ни морщинки не
видать. (Утюг)
Всех на свете
обшивает
Что сошьет - не
надевает.
(игла)
Два кольца, два
конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Но, однако же, не
слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник).
- Кто знает, из чего
сделаны все эти предметы? (Из металла).
- Если
эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).
- Рассмотрите
внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети
рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).
2. Рассказ о металлах
.
Когда-то давным-давно
люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других
материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но
эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал.
Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные
камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение
заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать
свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под
воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор
надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал
…. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть
новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку.
Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный
человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла
может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью
к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная,
легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны.
3.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Дети
кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через
некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство
нагреваться и сохранять определённое время
тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
Определение
веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в
другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические
сразу тонут, они тяжёлые.
Звук металла: предлагаю
детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические
предметы звучат громче.
Ржавчина: предлагаю рассмотреть
ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей
сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что
происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют
с влагой?
Если металл некоторое
время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.
Проводим магнитом над
мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы.
С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки,
болтики и др.) Дети
делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом,
обладают магнетизмом.
(Дети дают ответы,
которые дополняю, обобщаю: металл
гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и
т. д.).
4. Игра «Отгадай, чей звук».
5. Игра «Определи на ощупь».
6. Игра «Кто больше».
Назвать как можно
больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки
столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра,
кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).
Итог.
- Какими свойствами и
качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).
- Что произойдет
с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут, если
оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с
помощью какого металл притягивает другие металлические
предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что
происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).
Игра «Правда – неправда»
Называю свойства и
качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда,
то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети
сидят тихо.
- Не нагревается на
солнце.
- В воде не тонет.
- На огне
нагревается!
- Тонет в воде!
- Намагничивает
деревянные предметы.
- Под воздействием
влаги ржавеют.
- Металлы обладают
магнетизмом. (Кроме
алюминия).
- Блестящие!
- Металлы
звонкие!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2021
Дата обновления: 16.10.2021
Дата публикации: 16.10.2021