23.05.2021
Консультация для родителей
«Что должны знать родители о ФГОС ДО»
Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного возраста не предусматривает предъявления жёстких требований к детям – дошкольникам, не рассматривает их в жёстких стандартных рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей – дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую
готовность ребёнка к школе. Необходимо
отметить, что наиболее значимое отличие
дошкольного образования от общего
образования заключается в том, что в
детском саду отсутствует жёсткая
предметность. Развитие ребёнка
осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного
образования отличается от стандарта
общего образования ещё и тем, что к
дошкольному образованию не предъявляются
жёсткие требования к результатам
освоения программы. Здесь необходимо
понимать, что, если к дошкольному
образованию будут заданы требования к
результатам, аналогичные тем, что
присутствуют в стандарте начального
образования, то мы лишим детей детства,
не учитывая самоценности дошкольного
периода детства жизни и специфики
психического развития детей –
дошкольников. Будет упорно осуществляться
подготовка детей к школе, где постоянно
будет проверяться уровень предметных
знаний, умений и навыков. И ко всему
этому образовательный процесс будет
строиться по подобию школьного урока,
а это противоречит специфике развития
детей дошкольного возраста. Поэтому, в
дошкольном образовании определены две
группы требований, а не три, как в
стандарте начального общего образования.
Это требования к структуре программы
дошкольного образования и условиям её
реализации. При этом педагогам даётся
ориентир конечной цели их деятельности.
В ФГОС указано, что одним из обязательных
разделов программы любого ДОУ является
раздел «Планируемые результаты освоения
детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования». В
нём описаны такие интегративные качества,
которые ребёнок может приобрести в
результате освоения основной
общеобразовательной программы: например,
активный, любознательный, физически
развитый, общительный, эмоционально –
отзывчивый и др. Основная общеобразовательная
программа помогает ребёнку овладеть
базисным уровнем дошкольного образования.
Она призвана обеспечить тот уровень
развития, который позволит ему быть
успешным в дальнейшем обучении, т. е. в
школе и должна выполняться в каждом
дошкольном учреждении. В тексте ФГОС
не употребляется слово «занятие», но
это не означает переход на позиции
«свободного воспитания» дошкольников.
Взрослые не перестанут заниматься с
детьми в детских садах. Но такая форма
образовательной деятельности как
занятие не соответствует возрастным
особенностям детей дошкольного возраста.
В современной теории и практике слово
«занятие» рассматривается как
занимательное дело, без отождествления
его с занятием как дидактической формой
учебной деятельности. Новый документ
ставит во главу угла индивидуальный
подход к ребёнку в игре, где происходит
сохранение самоценности дошкольного
детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Факт повышения роли игры
как ведущего вида деятельности дошкольника
и отведение ей главенствующего места,
безусловно, положителен, т. к. в настоящее
время на первом месте стоит занятие.
Ведущими видами детской деятельности
становятся
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательно – исследовательская,
продуктивная и др.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определённые формы работы с детьми. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учётом их возраста по основным направлениям:
физическому,
социально – личностному,
познавательно – речевому,
художественно – эстетическому.
В программе нет привычных предметных областей – развития речи, математики, рисования, лепки, и др. Всё это заложено в образовательные области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования. Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо отметить обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
принцип необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»)
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребёнок познаёт; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе наблюдений и обсуждений. В новых условиях возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физкультуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме, а музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, разминок, гимнастик и др.
комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса;
Обучение через систему занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День Доброты, День Земли и др.) Праздники – это события, к которым нужно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность должна стать приоритетной. Ребёнок будет заинтересован в том или ином проекте, ведь только активный человек может стать успешным.
взаимодействие с родителями;
Документ ориентирует на взаимодействие педагогов с родителями: родители должны стать участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка – дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. И что ещё очень важно – основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными программами начального общего образования, чего не было ранее. Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в приказе афишируется желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Кроме этого, есть ещё много положительного:
создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально – культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и др.
попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания для детей дошкольного возраста за счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
стремление к формированию инициативного, активного, самостоятельного ребёнка.
отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.05.2021
Дата обновления: 23.05.2021
Дата публикации: 23.05.2021