11.01.2021
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и
с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы,
представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня
дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений,
интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
склонен наблюдать, экспериментировать. ФГОС ДО направляют содержание
образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей
познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение
задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Дети —
природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт
его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал
и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической
науки Лев Семёнович Выгодский Поэтому я считаю, что развитие познавательных
интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной
воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики
образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского
обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой
динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так
стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим,
используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно
требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и
потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе
собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем
выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее
важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать
новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования —
наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и
умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания
в «готовом виде». Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса
сделать собственное открытие.. Если потребность в исследовательской
деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым
расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям. Однако, и
общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать
исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты: «не лезь»,
«не тронь», «не делай», невнимание к детским вопросам и твердое убеждение в
том, что то-то и то-то ребенку знать еще рано В современной образовательной
практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно
недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным,
а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский
поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние:
рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке,
разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его
исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в
то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге учебная деятельность
предельно авто ном из иру ется от познавательной и становится скучной.
Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на
природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем
развитию детской любознательности Но стремительно меняющаяся жизнь заставляет
нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни
человека. В 21 веке становится все более очевидно, что умения и навыки
исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или
будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку.
Дидактические основы современного исследовательского обучения. Дошкольники —
прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — не
пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Основной целью
своего исследования считаю: создание условий для формирования основ
целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста посредством
экспериментальной деятельности. Итак, познавательно-исследовательская деятельность
-это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей
между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации. Эта
деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой
простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами,
в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая
категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные
эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту
познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую
деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным
намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои
представления о какой-либо сфере жизни. В современных технологиях Н. А. |
Рыжовой, А. И. Савенкова, А. И. Ивановой данная
деятельность организуется в старшем дошкольном возрасте в виде
экспериментирования или вербального исследования. Структура исследовательской
деятельности в качестве основных развивающих функций
познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие: - развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); -
освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:
причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и
временных отношений; - освоение ребенком основополагающих культурных форм
упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между
предметами и явлениями окружающего мира); - развитие восприятия, мышления,
речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску
связей вещей и явлений; - расширение кругозора детей посредством выведения их
за пределы непосредственного практического опыта в более широкую
пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном
и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Показатели сформированности исследовательской деятельности: Критерии сформированное™ исследовательской деятельности: Типы
исследований: Опыты(экспериментирование) с предметами
и их свойствами, Коллекционирование(классификационная работа) Путешествие по
карте(пространственные отношения) Путешествие по «реке времени» (временные отношения).
Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований ФГОС ДО. Актуальность проблемы повышения
качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается
заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития
детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС
ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на
развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему
программа должна обеспечивать развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах
деятельности. Основные формы развития познавательно-исследовательской
деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение
проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование,
реализация проекта, игры с правилами Познавательное развитие дошкольников,
согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах
деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них -
познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов
окружающего мира и экспериментирование с ними. Следует отметить, что ФГОС ДО
ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в
определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя
познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и
экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации
данного направления работы являются: - организация решения познавательных
задач; - применение экспериментирования в работе с детьми; - использование
проектирования. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного
возраста является экспериментирование, которое рассматривается как
практическая деятельность поискового характера, направленная на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В
экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который
самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные
формы воздействия на него. Методы и приемы активизации
учебно-исследовательской деятельности дошкольников. Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира,
основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении
взаимозависимостей, закономерностей и т. д |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.01.2021
Дата обновления: 11.01.2021
Дата публикации: 11.01.2021