СОДЕРЖАНИЕ: I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…………………………………… 3 1.1.1. Цели и задачи и актуальность реализации программы.......4 1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы в виде целевых ориентиров………………………………....8 II. Содержательный раздел…………………………………...9 2.1. Календарно-тематическое планирование…………………..9 2.2. Общие методические рекомендации по ведению занятий ..19 2.3. Методика обследования уровня развития умений и навыков детей…………………………………………………………..20 2.4. Требования к уровню подготовки воспитанников………..20 III. Организационный раздел………………………………………………………….21 3.1. Учебный план…………………………………………………21 3.2. Расписание кружка……………………………………………21 3.3. Материально-техническое обеспечение…………………….22 3.4. Методическое обеспечение………………………………… 22 Список использованной литературы……………………………25 Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса и творческих способностей. Богатейшим полем для эстетического развития детей, их творческих способностей является обучение детей различным танцам. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Через движение, пластику дети учатся передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающему их миру. Происходит знакомство с традициями народа, его культурой, а так же историей других стран и их обычаями. Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии. Раздел « Ритмические движения » - это лишь часть программы музыкального воспитания, поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной парциальной программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 ) Также с следующими нормативными документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией модернизации российского образования; - Концепцией дошкольного воспитания; - СанПиН 2.4.1.3049-13 ; - НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование. Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства, воспитывать любовь и интерес к историко-бытовому, народному и современному танцу. Формировать пластику, культуру движений, их выразительность. Способствовать развитию творческих проявлений. Задачи: Образовательные: Обучить детей танцевальным движениям. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Воспитательные: • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: • Развивать творческие способности детей. • Развить музыкальный слух и чувство ритма. • Развить воображение, фантазию. Оздоровительные: • укрепление здоровья детей. Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) . Ожидаемые результаты и способы их проверки. В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографического кружка после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты. Воспитанник будет знать: • музыкальные размеры, темп и характер музыки; • хореографические названия изученных элементов; • требования к внешнему виду на занятиях; • знать позиции ног. Воспитанник будет уметь: • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; • владеть корпусом во время исполнения движений; • ориентироваться в пространстве; • координировать свои движения; • исполнять хореографический этюд в группе. Итоговое занятие проводится в форме отчетного концерта хореографического кружка в конце учебного года. Учебно- тематический план на год средняя группа Содержание программы Сентябрь Занятие Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. Занятие 1. Разминка. 2. Дыхательная гимнастика «Ладошки». 3. Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова. 5. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка. 2. Дыхательная гимнастика «Ладошки». 3. Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова. 5. Музыкальная игра «Заинька-зайка» С.Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка. 2. Дыхательная гимнастика «Ладошки». 3. Игровой стретчинг «Качалочка», «Лодочка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова. 5. Музыкальная игра «Заинька-зайка» С.Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Октябрь Занятие 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках). 2. Дыхательная гимнастика «Погончики». 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». Занятие 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках) 2. Дыхательная гимнастика «Погончики» 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Цыплята» азерб.нар.мел. Занятие 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках). 2. Дыхательная гимнастика «Погончики». 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Цыплята» азерб.нар.мел. 5. Музыкальная игра «Курочки и петушок» С.Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (бодрый и спокойный шаг, легкий бег, ходьба на носках и пятках). 2. Дыхательная гимнастика «Погончики». 3. Игровой стретчинг «Кошечка», «Достань мяч». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Цыплята» азерб.нар.мел. 5. Музыкальная игра «Курочки и петушок» С.Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Ноябрь Занятие 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 3. Игровой стретчинг «Колобок», «Паровозик». Занятие 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 3. Игровой стретчинг «Колобок»«Паровозик» 4. Музыкальноритмическая композиция «Чунга-Чанга» В. Шаинского. Занятие 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 3. Игровой стретчинг «Колобок»«Паровозик» 4. Музыкальноритмическая композиция «Чунга-Чанга» В. Шаинского. 5. Музыкальная игра «Обезьянки и тигр» С.Насауленко 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с носка, прямой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Насос». 3. Игровой стретчинг «Колобок»,«Паровозик». 4. Музыкальноритмическая композиция «Чунга-Чанга» В. Шаинского. 5. Музыкальная игра «Обезьянки и тигр» С.Насауленко 6. Игровой самомассаж, релаксация. Декабрь Занятие 1. Разминка. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Партерная гимнастика. 4. Исполнение музыкально-ритмических композиций по желанию детей. Занятие Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие Итоговое контрольное занятие. Январь Занятие 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского. 5. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского .5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с носка, боковой галоп). 2. Дыхательная гимнастика «Погреемся». 3. Игровой стретчинг «Растяжка ног», «Карусель». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Куклы и Мишки» Д. Кабалевского . 5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». 3. Музыкально-ритмическая композиция «Танцуйте сидя» Б. Савельева. 4. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1.Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». 3. Игровой стретчинг «Коробочка». 4. Музыкальноритмическая композиция «Танцуйте сидя» 5. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1.Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки). 2. Дыхательная гимнастика «Кошка». 3. Игровой стретчинг «Коробочка» . 4. Музыкальноритмическая композиция «Танцуйте сидя» Б. Савельева.5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. Насауленко.6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Кошка».3. Игровой стретчинг «Коробочка» . 4. Музыкальноритмическая композиция «Танцуйте сидя» Б. Савельева.5. Музыкальная игра «Медведь и пчелы» С. Насауленко.6. Игровой самомассаж, релаксация. Март Занятие. 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи».3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи».3. Игровойстретчинг «Корзиночка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» С. Насауленко. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи».3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» С. Насауленко.6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).2. Дыхательная гимнастика «Обними плечи».3. Игровой стретчинг «Корзиночка». 4. Музыкально-ритмическая композиция «Найди себе пару» М. Спадавеккиа. 5. Музыкальная игра «Аист и лягушки» С. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Апрель Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Ушки».3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик».4. Музыкально-ритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, поскоки).2. Дыхательная гимнастика «Ушки».3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик».4. Музыкально-ритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Ушки».3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик».4. Музыкально-ритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова.5. Музыкальная игра «Барашки и волк» С. Насауленко.6. Игровой самомассаж, релаксация. Занятие 1. Разминка (шаг с высоким подниманием бедра, подскоки).2. Дыхательная гимнастика «Ушки».3. Игровой стретчинг «Березка», «Мостик».4. Музыкально-ритмическая композиция «Песенка о лете» Е. Крылатова.5. Музыкальная игра «Барашки и волк» С. Насауленко. 6. Игровой самомассаж, релаксация. Май Занятие Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие Итоговое контрольное занятие. Учебно - тематический план на год СТАРШАЯ ГРУППА Содержание программы Сентябрь Занятие Вводное занятие. Тема «Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей на начало года». Занятие Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»: - познакомить детей с правилами и манерой поведения; - с формой одежды и прической; - с отношениями между мальчиками и девочками. «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. Занятие Упражнения на ориентировку в пространстве:положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: позиции ног (выворотные); relleve по 1,2,3 позициям. «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. Занятие Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Положения и движения ног: sotte по 1,2.6, sotte в повороте (по точкам зала). «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. Октябрь Занятие Тема 3. «Культура поведения в театре». - Познакомить детей с культурой и правилами поведения при посещении театров. Положения и движения ног: demi – plie по 1,2,3 позициям; сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы, шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. Занятие Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах; demi-plie с одновременной работой рук. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. Занятие Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. Занятие Итоговое занятие «Путешествие в осенний лес» Ноябрь Занятие Тема «Танцевальное искусство». - Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность». Занятие Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом. Занятие Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). «Танец Солдатиков и Куколок» Занятие Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию). «Танец Солдатиков и Куколок». Декабрь Занятие Тема «Виды хореографии». - Познакомить детей с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы. Движения ног: battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie; притоп простой, двойной, тройной. Занятие Положения и движения рук: «приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка». «Танец Солдатиков и Куколок» Занятие Положения рук в паре: «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). «Танец Солдатиков и Куколок» Занятие Итоговое занятие «Новогодняя сказка». Январь Занятие. Тема «Сюжетный танец». Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу). Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве : колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре. Занятие Положения рук в паре: сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: танцевальный шаг по парам, тройкам ( с положением рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве: диагональ. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. Занятие Упражнения на ориентировку в пространстве: «змейка»; «ручеек». Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. Занятие Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. Движения ног: прыжки с поджатыми ногами. Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. Февраль Занятие Тема «Народный танец». - Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа. Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции). Занятие Движения ног: «гармошка»; (девочки) простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка».Танцевальная композиция «Калинка». Занятие Движения ног: поклон на месте с руками; поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка». Танцевальная композиция «Калинка». Занятие Упражнения на ориентировку в пространстве:«звездочка» «корзиночка». Танцевальная композиция «Калинка». Март Занятие Тема «Бальный танец». - Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька. Занятие Тема « В гости к весне». Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца. Занятие Постановка корпуса, головы, рук и ног. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. Занятие Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. Апрель Занятие Тема «Историко-бытовой танец». - Познакомить детей с понятием историко-бытовой танец»:менуэт, полонез. Движения ног: «боковой галоп» простой (по кругу). «боковой галоп» с притопом (по линиям). Занятие 30. Движения ног: «пике» (одинарный) в прыжке. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. Занятие Положения рук в паре: основная позиция. Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед. Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. Занятие Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. Танец «Колхозная полька» М. Дунаевский. Май Занятие Тема «Танцевальный Воскресенск». - Рассказать детям о танцевальных коллективах города. Движения ног: боковой подъемный шаг. Положения рук в паре: «корзиночка». Занятие Подготовка к итоговому занятию. Занятие Итоговое занятие «День города» Учебно - тематический план на год ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА Содержание программы Сентябрь Занятие Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. Занятие Тема «Бальный танец» - Рассказать о современных бальных танцах – румба, танго, фокстрот, квикстеп, ча-ча-ча, самба. Танец «Вальс» Е. Доги. Занятие Движения рук: port de bras. Движения ног: relleve; demi – plie. Танец «Вальс» Е. Доги. Занятие Движения ног: Вальс: par вальса (по одному, по парам); par balance (на месте, с продвижением вперед, назад. Танец «Вальс» Е. Доги. Октябрь Занятие Тема «Классический танец». - Познакомить детей с понятием «классический танец». –Раскрыть содержание термина «балет», показать фото и видеоматериалы из балетного спектакля. Движения ног: battement tendu, passé. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. Занятие Движения рук: port de bras. Движения ног: releve. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. Занятие Движения ног: demi-plie. Движение рук: port de bras. Музыкально-ритмическая композиция под музыку Вивальди» С. Никитин. Занятие . Итоговое занятие «Золотая осень». Ноябрь Занятие Тема «Историко-бытовой танец» - Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев: гавот, мазурка. Занятие Движение ног: pas eleve. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. Занятие Движение ног: pas degage. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. Занятие Движение ног: pas balance. Движение рук: port de bras. «Танец Придворных» Л. Боккерини. Декабрь Занятие Тема «Современный танец». - Познакомить детей с различными направлениями в современной хореографии: хип-хоп, брейк, диско, рок-н-ролл, фристайл. «Новогодний карнавал» Ассоль. Занятие «Новогодний карнавал» Ассоль. Занятие «Новогодний карнавал» Ассоль. Занятие Итоговое занятие «Новогодний карнавал». Январь Занятие Тема «Танцы народов мира». - Познакомить детей с особенностями национальных культур. Занятие Движения ног: поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте и с отходом назад, «веревочка». Занятие Движения ног: прыжок с поджатыми; (мальчики): присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком). Движения в паре: соскок на две ноги лицом друг другу. «Кадриль» В. Теплов. Занятие Движения ног: пружинящий шаг под ручку по кругу; (мальчики): присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу. «Кадриль» В. Теплов. Февраль Занятие Тема «Русский народный танец». - Рассказать о разнообразии характерных образов в русских народных танцах. Занятие Упражнения на ориентировку в пространстве:«карусель», «воротца». «Кадриль» В. Теплов. Занятие Движения ног: (мальчики): одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад. Движения ног: (девочки): вращение на полупальцах; (мальчики): «гусиный шаг». Занятие Движения ног: кадрильный шаг с каблука,«ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук). «Кадриль» В. Теплов. Март Занятие Тема «Испанский танец» - Рассказать детям об особенностях испанской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. - Показать фотоматериалы костюмов и видеоматериал с испанским народным танцем. Занятие Разучивание элементов испанского танца. Занятие Разучивание элементов испанского танца. Занятие Разучивание элементов испанского танца. Апрель Занятие Тема «Цыганский танец». - Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев. Занятие Разучивание элементов цыганского танца. Занятие Разучивание элементов цыганского танца. Занятие Итоговое занятие «Весна стучится в окна» Май Занятие Тема «Путешествие по странам». Занятие Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. Занятие Подготовка к итоговому занятию. Занятие Праздник «Выпуск детей в школу». Общие методические рекомендации Младшая и средняя группы Старшая группа Тексты понятны и доступны для инсценирования, удобны для активного подпевания.(последняя строчка повторяется несколько раз или с последней строчки начинается следующий куплет. В этом возрасте танцам, как таковым, не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности самостоятельно. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых. Следует обращать внимание детей на то, чтобы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки. Привлекать детей к манипулированию с куклой «Петрушкой». Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят быть в роли «учителей», вводится новый жанр закличка. Каждое занятие начинается с разминки (упражнения на дыхание, звукоподражание, интонационные). Пляски с зафиксированными движениями разучиваются, хороводы выполняются по команде. Поощрение приплясывания во время исполнения веселых песен, время от времени предлагая солирование. При разучивании бальных танцев передавать в движении манерность, изящество, характерные историко-бытовому танцу XVIIв. ,современных танцев – сохранять правильную осанку. Выполнять движения согласованно с музыкой. Менуэт: 1. Основной шаг – выставление ноги на носок, подъем на полупальцы и опускание; 2. То же с другой ноги; 3. Реверанс; 4. Кружение вокруг себя. Полька: 1. Боковой галоп с тремя притопами; 2. Выставление ноги на пятку и носок; 3. Боковой галоп с тремя притопами; 4. Выставление ноги на пятку и носок; Кадриль: 1. Шаги с поворотом на 180 гр. (4 раза) 2. Обход партнера; 3. Припадание; 4. Перемена партнера. Танец с предметами: 1. Шаги в сторону; 2. Повороты со сменой партнера; 3. Выбрасывание ног в прыжке; 4. Перестановка по звеньям; 5. Работа с предметом. Подготовительная к школе группа Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая, задорная, комично-шутливая. Предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песен. Поощрять использование плясок, песен, закличек в различных игровых ситуациях и в совместной деятельности. При разучивании бальных танцев передавать в движении манерность, изящество, характерные историко-бытовому танцу XVIIв. ,современных танцев – сохранять правильную осанку. Выполнять движения согласованно с музыкой. Менуэт: 1. Основной шаг – выставление ноги на носок, подъем на полупальцы и опускание; 2. То же с другой ноги; 3. Реверанс; 4. Кружение вокруг себя. Полька: 1. Боковой галоп с тремя притопами; 2. Выставление ноги на пятку и носок; 3. Боковой галоп с тремя притопами; 4. Выставление ноги на пятку и носок; 5. Хлопок в ладоши; 6. Кружение в парах. Кадриль: 1. Шаги с поворотом на 180 гр. (4 раза) 2. Обход партнера; 3. Припадание; 4. Перемена партнера. Танец с предметами: 1. Шаги в сторону; 2. Повороты со сменой партнера; 3. Выбрасывание ног в прыжке; 4. Перестановка по звеньям; 5. Работа с предметом. Медленный вальс: 1. Основной шаг – 2 раза; 2. Малый квадрат – 2 раза. Гавот: 1. Основной шаг с поворотом – 4 раза; 2. Шаги по линии танца. По окончании фигуры вернуться лицом друг к другу; 3. Шаги навстречу друг другу и друг от друга; 4. Одновременный поворот разные стороны вокруг себя; 5. Реверанс. Методика обследования уровня музыкально-двигательного развития ребенка Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания: Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот). Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот. 3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 1 балл - неверное выполнение движений. Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п. 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ. 2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкальноигровой импровизации; Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется. Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла) 8-11см – высокий уровень (3 балла). Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лѐжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки. 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога). Упражнение «Кто из лесу вышел?» После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки). Упражнение «Заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой). Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков). 3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда. 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3). Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка». Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания. Упражнения с ладошками. Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. 1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза). 2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения). 3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши. 4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением). 1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок. Требования к уровню развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок. Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаѐт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения. Показатели уровня развития детей: • выразительность исполнения движений под музыку; • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности; • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений; • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений; • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях. Учебный план: Длительность проведения одного занятия: в средней группе – 20 минут (академический час 40 минут), в старшей группе – 25 минут,(академический час 50 минут) в подготовительной к школе группе – 25 минут.(академический час 50 минут) № Название раздела, темы Формы промежуточной аттестации и контроля Количество часов Всего Ср ст под 2 2 2 Теория Практика Ср ст под Ср ст под 2 2 2 - 1 Вводное занятие Техника безопасности. 2 Развитие двигательных навыков 8 3 Классический экзерсис 10 10 10 2 2 2 8 8 8 4 Растяжки на все группы мышц 13 12 12 1 - - 12 12 12 5 Упражнения на быстроту реакции, внимание, координацию, развитие воображения. 6 Танцы (постановка, репетиции, концерты) 7 Отработка движений, работа над сольными номерами (индивидуальная работа) Итого: 3 7 5 7 5 2 1 1 6 6 6 1 1 1 2 4 4 48 50 50 8 4 4 40 46 46 60 58 58 18 16 16 42 42 42 144 144 144 34 26 26 110 118 118 Входной контроль. Наблюдение. Самоконтроль. Текущий контроль. Практический контроль. Наблюдение Текущий контроль. Практический контроль. Наблюдение Текущий контроль. Практический контроль. Самоконтроль. Текущий контроль. Самоконтроль. Практический контроль. Текущий контроль. Наблюдение. Итоговый контроль. Наблюдение. Практический контроль. Расписание занятий хореографии на 2023-2024 учебный год Понедельник вторник среда четверг пятница 16:15-16:55 16:15-16:55 группа средняя старшая 16:10-17:00 подготовитель ная 15:15-16:05 16:10-17:00 16:00-16:50 Занятия включают в себя различные виды деятельности. Поэтому распределение количества занятий по тому или иному разделу определено по основному виду деятельности, используемому на занятии. Остальные виды деятельности являются частью или необходимым дополнением. В средней группе больше времени уделяется игре. Слушанию и разучиванию танцев и хороводов. В старшем дошкольном возрасте - слушанию народных мелодий и разучиванию хороводов, танцевальным композициям и сюжетным танцам. Результатом является участие в спектаклях и инсценировках. Материально – техническое обеспечение: 1. Музыкальный зал с зеркалами. 2. Костюмы для театрализованных постановок, головные уборы и атрибуты для народных танцев. 3. Музыкальные шумовые инструменты: бубны, барабаны, трещетки, колокольчики. 4. Интернет ресурсы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Информационный портал Департамента образования Москвы. http://www.mosedu.ru/tutor/methods/multimedia.php Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ http://www.3dvideo.ru – образовательные и обучающие видео–программы http://www.mp3.ru – Российский информационно – музыкальный Сервер 5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр, фортепиано. Методическое обеспечение: Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией возможно при использовании педагогических принципов и методов обучения, которые предлагает С.Л. Слуцкая, а именно: Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребѐнка и в связи с этим – определение посильных для него задач. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребѐнка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по–разному протекает процесс усвоения движений. Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребѐнком и выполнении им все более трудных и новых заданий, в постепенном увеличении объѐма и интенсивности нагрузок. Принцип систематичности один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня. Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребѐнку необходимо ясно представлять, что и как необходимо выполнить и почему именно так, а не иначе. Принцип повторяемости материала обусловлен тем, что хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие–то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше – они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребѐнка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному анализатору. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Все вышеизложенные принципы отражают определѐнные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются отдельно. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи. Организация занятий с основами хореографии обеспечивается рядом методических приѐмов: Метод показа: Хореограф для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо также и потому, что в исполнении педагога движение предстаѐт в законченном варианте. Словесный метод: Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Музыкальное сопровождение как методический приѐм: Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Хореограф своими пояснениями должен помочь воспитанникам приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Импровизационный метод: На занятиях хореографией необходимо постепенно подводить детей и к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Метод иллюстративной наглядности: Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре, без знакомства с танцевальными коллективами, различными направлениями в хореографии. Игровой метод: Крупнейший учѐный–педагог, доктор медицины П.Ф. Лесгафт ещѐ в конце 19 вв. разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребѐнок готовится к жизни. Использование игровых форм на занятиях хореографией облегчает процесс запоминания и освоения упражнений и придает им привлекательность в глазах детей. Концентрический метод: Суть этого метода заключается в том, что хореограф по мере усвоения детьми определѐнных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному материалу, но уже предлагает всѐ более сложные упражнения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться того, чтобы среди детей не было равнодушных и безучастных. Какой бы метод ни выбрал педагог, главное, чтобы ребѐнок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем. Список литературы: Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности: а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с. б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с. в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с. г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с. е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с. ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с. з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.