Содержание: Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…………………………………..…3 1.2. Цели и задачи реализации программы………………….…3 1.3. Планируемые результаты освоения программы………….5 II. Содержательный раздел 2.1. Календарно-тематичекое планирование……………….….6 2.2. Организационно-педагогические основы обучения……..15 2.3. Краткое содержание обучения в вокальном кружке……..16 III. Организационный раздел 3.1. Расписание кружка…………………………………………17 3.2. Учебный план………………………………………………18 3.3. Методическое обеспечение……………………………..…18 3.4. Материально-техническое обеспечение………………….23 I. Список используемой литературы…………………………………..23 I.Целевой раздел Пояснительная записка Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатое разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселится в нем навечно. Именно Музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с внешним миром. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение жизни. Программа особое внимание уделяет тому, чтобы Музыка постепенно, незаметно проникала в жизнь ребенка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное - давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку, способствовала социализации и адаптации в современном обществе. Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 ) Также с следующими нормативными документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией модернизации российского образования; - Концепцией дошкольного воспитания; - СанПиН 2.4.1.3049-13 ; - НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование. Цель образовательной программы - организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки. Для реализации поставленной цели была разработана модель образовательного процесса, которая позволила осуществить системный, деятельно-личностный подход к формированию эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкальным, художественным, нравственным, физическим воспитанием. Образовательная программа направлена на решение следующих задач: 1. Адаптация и психологическая поддержка одаренных детей. 2. Организация образовательной среды, обеспечивающей выявление и оценку не только результативной, но главным образом процессуальной стороны обучения, способствующей проявлению инициативы самостоятельности, творчества и одаренности ребенка. 3. Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей. 4. Обучение ребенка с помощью вокала, пластики, эмоциональной выразительности передаче зрителям своего понимания красоты, добра, радости. 5. Развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокальноэстрадному творчеству 6. Создание комфортных условий для интересной творческой работы в кружке, способствующих развитию коммуникативных навыков личности. Программа студии вокала "Шоко-лад" расчитана на 3 года и предполагает обучение детей в возрасте от 4 до 7 лет. Программа является комплексной и органично соединяет в единое художественное целое творчество вокалиста, танцора, актера, музыканта, подчиняя их индивидуальное творчество общей задаче создания музыкального миниспектакля, "шоу-номера". Подбор репертуара педагогом осуществляется индивидуально для каждого члена студии, так как становление творческой личности ребенка нельзя представить вне его саморазвития. Особое место в содержании деятельности вокального кружка занимает формирование эстетической культуры, являющейся одним из стержневых, базисных свойств личности, этот процесс проходит в несколько этапов: Первый этап - накопление эстетической информации, опыта. Второй этап - внутренняя дифференциация знаний, впечатлений, отбор личностно значимых понятий, фактов, оценок. Третий этап - повышение познавательной и творческой активности, устойчивый интерес к определенным видам художественно-эстетической деятельности. Четвертый этап - индивидуализация эстетических приоритетов, предпочтений, способов самовыражения и самоопределения в творчестве. Пятый этап - интеграция отдельных компонентов эстетической культуры на основе ведущих видов творческой деятельности, возможное формирование интереса к будущей профессии; рефлексия самооценки, потребность в самовыражении. Показателями эстетической культуры ребенка являются устойчивое стремление к самосовершенствованию, познавательная, творческая социальная активность, наличие нравственных и эстетических идеалов. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ К концу обучения ребенок умеет: - исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров: народной песни, романса, современной детской эстрадной песни, с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, умение исполнять песни); - работать в вокальном ансамбле; - правильно интонировать в многоголосье; - слушать одновременно звучащие голоса, выразительно поддерживать их, а иногда вести собственную мелодическую линию; - исполнять песни, используя микрофон и фонограмму "минус один". Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно поют гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга. Формами подведения итогов реализации программы являются педагогические наблюдения, концертные выступления. II.Содержательный раздел Календарно-тематическое планирование Содержание работы 1. Коммуникативная игра-приветствие. Сентябрь Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу Музыкальный материал «Приветствие» Модель И. Евдокимовой Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. 3.Интонационнофонетические упражнения. Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 5. Упражнения для распевания. 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) На звуки А-О-У-И-Э «Жа-жа-жа», М.Ю. Картушина 1. «Лисенок и бабочка» Учить детей исполнять песни лѐгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчѐтливо пропевать гласные и согласные в словах. 6. Песни. 1. «Воздушный шар» Учить детей исполнять песни а капелла. 2. «Колобок» А.Евдотьевой «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина. Количество занятий - 6 Содержание работы 1. Коммуникативная играприветствие. Октябрь Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Музыкальный материал «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 1. «Прогулка» (Занятиеигра). 2. «Чудо нос» 3. «Приключения язычка» № 1. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). «Говорил попугай попугаю». «Тигры». «Вѐз корабль карамель». «Кит-рыба». 1. «Кот и мышка» Упражнять детей в чистом интонировании А.Евдотьевой поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание «Белые кораблики» муз. и между музыкальными фразами и перед сл. К.Костина. началом пения; Учить детей исполнять песни лѐгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчѐтливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. Количество занятий - 8 Содержание работы 1. Игра-приветствие. Ноябрь Задачи Музыкальный материал Психологическая настройка на занятие. Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». 2.Артикуляционная гимнастика Подготовка голосового аппарата к по системе В. Емельянова. дыхательным, звуковым играм, пению. М. Картушина. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 3.Интонационно-фонетические упражнения. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лѐгким, подвижным звуком. Упражнения: «Обезьянки». «Весѐлый язычок» № 2. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» «Теремок». «Курочка Ряба». А.Евдотьевой «Ежик», музыка С. Алексеевой, слова В. Борисова. Пение знакомых песен. Количество занятий - 8 Содержание работы 1. Коммуникативная играприветствие. Декабрь Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Музыкальный материал 1. «Приветствие» Модель И.Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. Развивать певческий голос, способствовать правильному 2.Артикуляционная гимнастика звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. по системе В. Емельянова. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. Количество занятий - 8 «Лошадка» прищѐлкивание, язычок; «Ветер» Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Артикуляционная гимнастика «Кот Музик». Учить детей соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Пропевание гласных Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлѐнно и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Лягушка и муравей», «Белочки» А.Евдотьевой, Знакомый репертуар. «Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой Пение знакомых песен Содержание работы 1. Коммуникативная играприветствие. Январь Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к 2.Артикуляционная гимнастика дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. по системе В. Емельянова. Музыкальный материал «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 3.Интонационнофонопедические упражнения. Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать 1. «Насос» ультразвук. Учить детей соотносить своѐ пение с показом рук, добиваясь при этом 2. Артикуляционная осмысленного, эстетичного, гимнастика «Кот музик» выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. 4. Скороговорки. Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлѐнно Стихи. 5.Упражнения для распевания. Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 6. Пение 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котѐнок» (Мяу жалобно). «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная диапазоне; шапочка» 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 2. «По щучьему веленью» А.Евдотьевой 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном. «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен Количество занятий - 8 Содержание работы 1. Коммуникативная играприветствие. Февраль Задачи Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. 3.Интонационнофонопедические упражнения. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Музыкальный материал «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Поехали» 2. Артикуляционная гимнастика «Принцесса» «Самолѐты», «Самолѐт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) Учить детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. 4.Скороговорки. Чистоговорки. Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). 5. Упражнения для распевания. Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 6. Песни. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального «Вѐз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шѐл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евдотьевой Знакомые распевки. вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном 1. «Разговор с мамой», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной Количество занятий - 8 Содержание работы 1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационнофонопедические упражнения. Март Задачи Психологическая настройка на занятие. Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнения: «Обезьянки». «Весѐлый язычок». Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. 4.Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. Музыкальный материал Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. «Дюймовочка и жук», «Стрекоза и рыбка», А. Евдотьевой «Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной Пение знакомых песен Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). Количество занятий -8 Содержание работы Апрель Задачи 1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление приветствие. контактов, психологическая настройка на работу. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. 3.Интонационнофонетические упражнения. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. 4.Скороговорки, стихи. Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлѐнно и.т.д. 5. Упражнения для распевания. развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение Музыкальный материал 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» прищѐлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолѐт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евдотьевой детей, уметь раскрепощаться. 6. Пение. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед 1. «Что такое семья?» началом пения. Е.Гомоновой Чисто интонировать в заданном Пение знакомых песен диапазоне. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. Количество занятий -8 Содержание работы Май Задачи Музыкальный материал 1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление 1. «Приветствие» приветствие. контактов, психологическая настройка на Модель И. Евдокимовой. работу. 2. «Здравствуйте» Картушина. Закреплять работу по развитию 2.Артикуляционная певческого голоса, способствовать гимнастика по системе В. правильному звукообразованию, охране и «Прогулка» М. Лазарев. Емельянова. укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Голосовая разминка: Закреплять умение выстраивать голосом «Весна», 3.Интонационнозвуковую линию; Модель Т.Боровик фонетические Закреплять умение детей соотносить своѐ упражнения. пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. 4.Скороговорки, стихи. Закреплять умение детей чѐтко Проговаривание текста проговаривать текст, включая в работу песен, попевок. артикуляционный аппарат; Развивать Знакомый репертуар. образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлѐнно и.т.д. 5.Упражнения для распевания. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять «На лесной поляне», «Котенок и божья коровка», А. Евдотьевой вокальные навыки детей. 6. Пение. Совершенствовать вокальные навыки: Петь естественным звуком без напряжения; Чисто интонировать в удобном диапазоне; Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму; Слышать и оценивать правильное и неправильное пение; Самостоятельно попадать в тонику; Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. 1. «Любимый детский сад» К.Костина Пение знакомых песен Количество занятий - 8 Организационно-педагогические основы обучения Вокальный кружок - разновозрастное творческое объединение, которое обогащает ребенка за счет содержания своей деятельности, структуры разнообразного использования своеобразных приемов воздействия на развитие творческой личности. В основе организации деятельности кружка лежат эмоционально-нравственные связи между участниками, дружелюбные отношения и взаимопомощь, взаимная ответственность за конечный результат. Общая направленность процесса предполагает реализацию следующих дидактических принципов: - индивидуальный подход к детям; - активизация их восприятия, образного мышления и творческой инициативы; - комплексное освоение эстрадно-песенного материала; - последовательность в освоении Основная задача педагога - дать возможность детям почувствовать себя спокойно и непринужденно, осознать, что на каждого направлено благожелательное и требовательное внимание. При отборе детей в студию внимание обращается на: - личностные предпочтения (интересы); - наличие музыкального слуха - способности восприятия; - наличие музыкального чувства ритма; - умение двигаться под музыку. Учебный процесс организован в форме индивидуальных, мелкогрупповых и групповых учебных занятий. Индивидуальные занятия по постановке голоса проводятся в течение всего периода обучения в студии. Мелкогрупповые занятия рассчитаны на группу из 2-3 человек по предметам: театральный практикум, аэробика, танцевальный класс. Каждая подгруппа занимается 2- раза в неделю. Один раз в неделю предусматривается занятие для постановки и отработки концертных номеров. Технологически образовательный процесс реализуется на двух уровнях: - репродуктивная деятельность - творческая деятельность Содержание обучения вокального кружка Созданию развивающей образовательной среды способствует образовательная программа, которая обеспечивает реализацию образовательного процесса. Предмет "вокал". Задача курса - научить детей петь, издавать сильные, красивые звуки. Дети обучаются петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Педагоги работают над постановкой голоса, над координацией слухового и голосового аппарата, развивают вокальные данные, учат детей слышать музыку и исправлять допущенную ошибку; работают над особенностями эстрадного пения, которое имеет специальную манеру и исполнительские приемы. Предметы "Ритмика" рассчитаны на детей с достаточно выраженными танцевальными способностями. Дети учатся выражать себя и песенный образ через движения, разучиваемые на занятиях, тем самым создавая основу для каждого шоу-номера. Предмет "Актерское мастерство" формирует раскованного, общительного человека, владеющего телом и словом, умеющего слушать, а главное - понимать своего партнера. Работа над сценическим образом развивает у детей фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства, времени. Занятия способствуют формированию хорошего психологического климата в детском коллективе. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ходе индивидуальных и групповых занятий дети овладевают вокальными и хоровыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному. Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, предлагаемые педагогом, а также произведения вокальной литературы. Основной пласт - это современная эстрадная музыка (только на групповых занятиях), позволяющая овладеть стилистическими разными манерами исполнения. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Задачи, поставленные перед детьми, постепенно усложняются. Распределение тематического материала по полугодиям и годам обучения, а также по степени его сложности планируется с каждым студийцем индивидуально. Программа курса рассчитана на один год. Режим занятий - два раза в неделю по 20 минут для детей 4-5 лет и 30 минут для детей 6-7 лет индивидуально После прохождения основного курса идет работа над репертуаром, совершенствуется сценическое мастерство. Режим занятий кружковцев строится по сложным индивидуальным планам. III. Организационный раздел Занятия проводятся в следующем режиме: - вокал - 2 раза в неделю по 20 минут -ритмика - 1 раз-в неделю по 10 минут - актерское мастерство 1 раз в неделю по 10 минут Расписание занятий студии вокала «Шоко-лад» на 2023-2024 учебный год возраст Понедельник вторник среда четверг пятница 5-6 лет 10:00-10:30 9:00-9:30 1 подгруппа 5-6 лет 10:40-11:10 2 подгруппа 6-7 лет 1 подгруппа 6-7 лет 2 подгруппа 9:20-9:50 11:20-11:50 15:30-16:00 11:20-16:15 Учебный план Всего (В) количество занятий в год 72 часа , в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П) № Темы занятий 1 Вводное занятие Музыкальная подготовка 1 Развитие музыкального слуха 2 Развитие музыкальной памяти 3 Развитие чувства ритма Вокальная работа 1 Прослушивание голосов 2 Певческая установка. Дыхание 3 Распевание 4 Дикция 5 Работа с ансамблем над репертуаром ИТОГО: Т 1 П В 1 2 2 2 6 6 6 8 8 8 2 2 2 2 15 1 8 10 6 14 57 1 10 12 8 16 72 Методическое обеспечение Как уже говорилось, работа на первой ступени строится на базе развивающих методик. Для раскрытия тех или иных способностей ребенка педагогом создается ситуация, в которой данные способности обнаруживаются, и возникает необходимость в использовании именно этих способностей. Задания постоянно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются. Необходимо отметить, что развивающая методика предусматривает индивидуальный подход. Во время работы детям могут быть даны разные задания в зависимости от индивидуальных свойств. При этом любой рост ребенка педагог отмечает как его индивидуальную победу. Именно благодаря такому подходу, развивающая методика не ставит конкретных сроков достижения результата. Она предусматривает даже своего рода шаг назад, который педагог должен сделать, если что-то встречает сопротивление в органике ребенка. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Для младшего школьника эта деятельность по-прежнему имеет огромное значение. Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Кроме того, игра необходима ему, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах, для удовлетворения потребности в отдыхе и разрядке, как реализация стремления к соперничеству и главенству, компенсация вредных побуждений и невыполнимых в реальной жизни желаний. Другими словами, ребенок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Мы же эту потребность используем ему же во благо. Шиллер считал "Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет". Кроме собственно репетиций, во время занятий и разминок используются другие произведения этого цикла. Скажем, пока педагог читает потешку, дети двигаются в заданном потешкой ритме. Как только педагог потешку оборвет, или она закончится сама, дети замирают, оправдывая в дальнейшем свою позу в ключе сюжета потешки. Назовем подобный метод - методом погружения. Лишь когда дети ознакомятся с методом погружения с каждым из циклов, представленных для этого возраста, можно использовать перечисленные произведения более свободно, стараясь все же ограничиваться тематикой данного занятия. ПОДГОТОВКА ВОКАЛИСТА К ПЕНИЮ Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки. Разминка 1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц: а)счет на четыре: вдох - голова назад; задержка - голова прямо; выдох - голова вниз; б) Счет на четыре: поворот головы в стороны; в) счет на четыре: "узбекские" повороты головы (движение шеи вправо-влево без наклона головы, в одной плоскости); г) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно (1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок); д) счет на четыре: положить голову на плечи. 2. Для развития бокового зрения: счет на восемь: поворот глаз вверх-вниз, вправо-влево. Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы. 3. для смачивания и размягчения голосовых связок: счет на четыре: а)"шпага" - укалывание кончиком языка каждой щеки; б) жевание языка (копим слюну, проглатываем); в)"бежит лошадка" - поцокивание язычком; г)вытянув губы - "сосем соску"; д)упражнение "дразнящая обезьянка" (широко открытый рот, язык максимально вытянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом). 4. Прочистка носоглоточной системы: счет на четыре: а)вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа; б)"нюхаем цветок" вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах! 5. Для подготовки дыхательной системы: счет на четыре: а)"надуваем шарик", медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук С-с-с-с-с ладошки соединяем; б)"Взлетает самолет" на звук Ж-ж-ж-ж, при этом усиливает или ослабеваем звучание; в)"змея или шум леса" на звук Ш-ш-ш-ш, также усиливая и ослабевая звучание; г) "стрекочет цикада" на звук Ц-ц-ц-ц, также усиливая и ослабевая звучание; д) "заводим мотоцикл" -Р-р-р, "едем на мотоцикле", как бы удаляясь и приближаясь; 6. Для разработки корня языка: а) кашляем как старички - Кха-кха-кха; б)постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх-кх-кх; в)застряла в горле рыбная косточка - Кхх-кхх-кхх; г)кричит ворона - кар-кар-кар. 7. Для ощущения интонации: а)"крик ослика" - Й-а,й-а,й-а (интонация резко падает сверху вниз); б) "крик в лесу" - А-у,а-у,а-у (интонация снизу вверх); в) "крик чайки" - А!А!А! ( интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх). 8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков: а)"скулит щенок" - И-и-и-и-сомкнув губы в горькой улыбке; б)"пищит больной котенок" - жалобно Мяу-мяу-мяу. 9. Скороговорки Задачи: а)четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат; б)проговорить скороговорки с разной интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии. ДЫХАНИЕ - ЭТО ОСНОВА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Искусство пения - говорили старые мастера - это искусство вдоха и выдоха Дыхание - это источник энергии для возникновения звука. В обычной ситуации дыхательная система работает автоматически, без каких бы то ни было усилий. Основная его функция состоит в снабжении организма кислородом и удалении из него углекислого газа. Вдох происходит тогда, когда в организме скапливается слишком много углекислого газа. 1. Сигнал: Мозг дает мышцам дыхательной системы сигнал о том, что организм нуждается в кислороде 2. Действие: Диафрагма - основной дыхательный мускул - сокращается и становится плоской, увеличивая грудную полость в вертикальном направлении, в то время как межреберная мускулатура и грудная клетка увеличивают объем грудной полости в стороны. В результате в грудной полости создается разряжение 3. Результат: Воздух заполняет легкие по мере того, как его поток компенсирует создавшееся разряжение ВЫДОХ: 1. Сигнал: Мозг дает сигнал мышцам дыхательной системы о том, что организму необходимо освободиться от углекислого газа 2. Действие: Диафрагма и межреберная мускулатура расслабляются. Диафрагма возвращается в исходное состояние, а грудная клетка опускается. 3. Результат: Воздух выдавливается из легких. Во время пения и разговора вы можете регулировать выдох в пределах, не нарушающих нормальную жизнедеятельность организма Дыхание во время пения - это очень расслабленный процесс! В дыхании должны принимать участие мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Брать дыхание следует до того, как исчерпан запас воздуха. Дыхание - медленное, глубокое - V- на 1,2,3,4 или на 1,2 быстрое, активное V-на И. Например, раз И, или раз два И, или раз, два, три И, или раз, два, три, четыре И Состояние вдоха и выдоха живут одновременно. Певческое дыхание отличается от обычного тем, что служит для звукообразования Существуют различные типы певческого дыхания: 1. КЛЮЧИЧНОЕ (участвуют плечи) 2. ГРУДНОЕ (участвуют мускулы верхней части грудной клетки) 3. НИЖНЕРЕБЕРНОЕ (расширяются нижние ребра) 4. ДИАФРАГМАТИЧНОЕ ИЛИ БРЮШНОЕ (опускается диафрагма) Еще его называют абдоминальным, тип, как наиболее приемлемый вариант певческого дыхания ВДОХ - через нос и рот (при выдохе ощутить, как воображаемый поршень опускается вниз, брюшной пресс подается чуть вперед) ВЫДОХ - осуществляется с ощущением пения "на себя", а не из себя, то есть, на выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха Не нажимать дыханием на гортань Правильному дыханию соответствует ощущение свободы, свободного прохода дыхания к резонатору Когда дыхание зажато, звук становится жестким и теряет резонанс (живот идет несколько вперед, а не втягивается, нужно удерживать его и подавать вперед) ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК Калинников В. «Богородице дево». Кастальский А. «Христос Воскресе». Шютц Г. «Двухголосный концерт». Сарри Д. «Пастораль». Русские народные песни: «Вечерний звон». «Посею лебеду». «Ходила младешенька». «Среди долины ровныя». Утесов Л. «Затихает Москва». Хренников Т. «Московские окна». Бабаджанян А. «Не спеши». Бабаджанян А. «Ноктюрн». Дунаевский И. «Лунный вальс». Цфасман А. «Неудачное свидание». Раксин Д. «Лаура». Даймонд И. «Song, song blue» - «Пой грустную песню». Артемьев Э. а) «Если верить снам»; б) «Звездный час». Минков М. а)«Утренний свет»; б) «Если звезды молчат»; в) «Старый рояль». Дунаевский М. а) «Городские цветы»; б) «Листья жгут»; в) «Цветные сны»; г) «Ах, этот вечер». Резников В. а) «Улетай туча»; б) «Дельтаплан»; в) «Ночь, прочь!»; г) «Домовой»; д) «Льдинка». Песни из советских и российских мультфильмов. Материально – техническое обеспечение: 1. Музыкальный зал с зеркалами. 2. Костюмы для театрализованных постановок 3. Музыкальные шумовые инструменты: бубны, барабаны, трещетки, колокольчики. 4. Интернет ресурсы. 5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, радиомикрофоны. музыкальный центр, фортепиано. Наполняемость группы 3-4 человека. Форма одежды - желательно, спортивная, служащая основой для максимального количества визуальных трансформаций. Идеальное помещение - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве декораций, а также по прямому назначению - качестве рабочих поверхностей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М., 1963. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная палитра, 2005. – 48 с. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.