ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Учителей волнуют вопросы, как обучать детей без двоек, без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Невнимание к развитию личности, к складывающимся духовным потребностям и мотивам деятельности в этом возрасте порождает психологические просчеты, которые ярко обнаруживаются в следующих ступенях обучения. Именно на стадии начального обучения решается направление развития личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли, чувств, т. е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли — умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение. Развитие чувств — эстетических, нравственных, интеллектуальных — составляет духовное богатство человека. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы». Развитие каждого ребенка неравномерно — то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей его высшей нервной системы его опыта, восприятия, физического развития и т.д. Неравномерность развития проявляется в более быстром развитии одних функций при задержке в развитии других. Подтверждением является то, что у одних детей сильно развито воображение или логическое мышление, у других — память. А это значит, что одни школьники будут иметь более высокую успеваемость по гуманитарным предметам, другие — по точным. Все дети, если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. «Ведь класс — это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало». (Л. В. Занков) Между учителем и учеником должны быть деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика, на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям. Психология рассматривает общение как один из видов деятельности. Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие в воспитание школьников. Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения, не путем наказания и оценок, а «в разных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и вплетается». (Л. С. Рубинштейн Проблемы общей психологии — м., 1973 — с. 191). Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте. Учителю надо видеть детей не глазами, а сердцем. Дидактические принципы реализуются через содержание обучения и методы работы. Цель подготовительного курса «Подготовка детей к школе»: Развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Задачи подготовительного курса «Подготовка детей к школе»: Обучающие: Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности; Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли; Развитие мотивации к учебной деятельности. Развивающие: Прививать ответственное отношение к учебе; Активизировать творческий потенциал; развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе; Развивать память, мышление, воображение. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; Формировать культуру общения друг с другом; Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе: o учет индивидуальных возможностей и способностей ребят; o уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; o комплексный подход при разработке занятий; o систематичность и последовательность занятий; o вариативность содержания и форм проведения занятий; o наглядность. Особенности программы подготовительного курса «Подготовка детей к школе» Программа подготовительного курса по подготовке детей к обучению в школе богата по содержанию. Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением. Дидактический стержень занятий — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску. Данная программа включает в себя развитие речи и обучение чтению; развитие математических представлений: изучение счёта в пределах 20 и состава чисел в пределах 10, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев, обучение письму и грамотности. Структура программы Данная программа состоит из трех разделов: Развитие математических представлений; Обучение чтению и развитие речи; Работа по укреплению мускульной силы кисти руки пальцев, обучение письму. и Важнейшей частью программы подготовительного курса по подготовке детей к обучению в школе является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. Режим занятий 2 раза в неделю по три занятия. Всего 177 часов. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Формы проведения занятий беседа; рассказ; инсценировка; ролевая игра; конкурс; предметная игра; сочетание всех элементов на одном уроке. Средства, необходимые для реализации программы: учебно-тематическое планирование; букварь Жукова Н.С.; обучающие прописи Жукова Н.С. "Уроки чистописания и грамотности"; рабочие тетради Волкова С.И. «Математические ступеньки»; наглядные пособия; счетный материал; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели” А. И. Маркушевич Данный раздел способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Учебно-методическое пособие «Математические ступеньки» предназначено для развития математических представлений детей при подготовки к школе. Программа направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил. Задачами математического развития дошкольников в программе являются: 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2) Увеличение объема внимания и памяти. 3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). 4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключении 6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взросши, видеть себя глазами окружающих. 7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями"домиками". Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и то же? В результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки. Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов - "яблоко", "мяч", "кубик" - лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные. Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д. Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности); - обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности). Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья. Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнить дома вместе с родителями. Если на занятиях разобрать с детьми содержание заданий, рекомендованных для работы дома, то это поможет им проявить большую самостоятельность и заинтересованность в процессе выполнения заданий вместе с родителями. Программа «Математические ступеньки» рассчитана на 1 год обучения (2 занятия в неделю, всего 64 занятия). Пособие «Математические ступеньки» ориентировано на структурные и методические особенности курса математики для начальной школы, однако оно может быть использовано для подготовки детей к любой из ныне действующих программ по математике в начальной школе. Содержание программы Общие понятия Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...). Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.). Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами. Числа и операции над ними. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно-временные представления. Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Геометрические фигуры и величины. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин. К концу обучения по программе «Математические ступньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения: 1) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. 2) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. 3) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий. 4) Умение соотносить цифру с количеством предметов. 5) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты. 6) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей. 7) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). 8) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. 9) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник. II. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ «В начальных классах учитель для», - ребёнка - открыватель мира и явлений» В. А. Сухомлинский. Цель работы данного курса – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения. Задача, стоящая перед педагогом: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д. Уровень и качество сформированности связной речи это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. Во время работы необходимо ставить посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду. Требования к уровню подготовки детей к концу года. Обучающие должны уметь достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам; правильно согласовывать слова в предложении; составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.; ориентироваться на странице книги; составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта; правильно использовать предлоги; правильно произносить звуки III. РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ КИСТИ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ, ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ И ГРАМОТНОСТИ «Истоки способностей и дарование детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться опытом работы Евгении Николаевны Потаповой по штриховке предметов, как видом работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной. Штриховка, лепка, рисование, моделирование, письмо - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки. ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ КИСТИ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ, ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ 1. Штриховка (Тетрадь в линию); 2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные; 3. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. 4. Обучающие прописи. Письмо букв, слогов, слов, предложений; 5. Развитие грамотности. Прогнозируемые результаты и формы контроля В результате обучения по программе подготовительного курса «Подготовка детей к школе» ребёнок должен уметь: 1. Отчётливо и ясно произносить слова: выделять из слов звуки; находить слова с определённым звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения на заданную тему по опорным словам: составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; ориентироваться на странице тетради; писать основные элементы букв; рисовать узоры и различные элементы. 2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10: соотносить цифру с числом предметов; пользоваться арифметическими знаками действий; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; измерять длину предметов с помощью условной меры; составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера; делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; ориентироваться на листе клетчатой бумаги. знать: русский алфавит; состав чисел второго десятка; как получить каждое число первого и второго десятка (прибавить или отнять 1); цифры 0-9, знаки +, -. =; название текущего месяца, последовательность дней недели. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА «Подготовка детей к школе» (192 часа) Развитие математических представлений «Математические ступеньки» (2 занятия в неделю, всего 64 занятия) №п\п Наименование разделов, тем Количество часов Стр. 1. Пространственные и временные представления (8 часов) 1. Знакомство с детьми. Признаки предметов (размер, цвет, форма). 1 3 2. Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше). 1 4-5 3. Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (выше-ниже), по форме. 1 6 4. Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (выше-ниже), по цвету. 1 7 5. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (слева, справа) 1 8 6. Длина. Упорядочивание предметов Уравнивание длин двух предметов. длине. 1 9 7. Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше- меньше, такой же по длине). 1 10-11 8. Свойство транзитивности меньше, длиннее-короче, выполнении заданий. 1 12 по отношений: большеиспользование при 2. Простейшие геометрические фигуры (8 часов) Круг. Многоугольник. Отличие многоугольника от круга. 1 13 квадрат. Отрезок. Линейка10. Прямоугольник, инструмент для вычерчивания отрезка. Продолжение ряда геометрических фигур по за- данному правилу. 1 14-15 11. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, внизу, вверху). 1 16-17 12. Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, внизу, вверху). 1 18 13. Временные представления: раньше- позже. Вчера, сегодня, завтра. 1 19 14. Сравнение предметов по массе (легкий, тяжелый, легче-тяжелее). 1 20-21 15. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). 1 22 9. Дата (дополнение) ряда предметов, 16. Построение геометрических фигур по заданному правилу. 1 23 3. Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10. (16 часов) 17. Счет предметов. Устная нумерация. Число и цифра 1. 1 24-25 18. Счет предметов. Число и цифра 1. Моделирование цифры из плоскостных элементов. 1 26 19. Счет предметов. Устная нумерация. Число и цифра 2. 1 27-28 20. Число и цифра 2. Моделирование цифры плоскостных элементов 1 29 21. Счет предметов. Устная нумерация. Число и цифра 3 1 30-31 22. Счет в прямом и обратном порядке. Число и цифра 3. 1 32 23. Счет в прямом и обратном порядке .Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. 1 33 24. Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Моделирование цифры 3 из плоскостных элементов. 1 33 25. Построение ряда предметов, геометрических фигур по заданному правилу. 1 34 26. Построение ряда геометрических фигур по заданному правилу. 1 35 27. Счет предметов. Устная нумерация. Число и цифра 4. 1 36-37 28. Счет в прямом и обратном порядке. Число и цифра 4. Моделирование цифры из плоскостных элементов 1 38-39 29. Счет предметов. Устная нумерация. Чтение чисел. Число и цифра 0. 1 40-41 30. Счет предметов. Число и цифра 5. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Отличие задачи от рассказа с числами. 1 42 31. Число и цифра 5. Моделирование цифры из плоскостных элементов. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. 1 43 32. Порядковый счет. Построение предметов по заданному правилу. 1 44 1 45-46 34. Сложение. Смысл арифметической операции, название и обозначение этого действия (знак «+») 1 47-48 Смысл арифметической операции, 35. Вычитание. название и обозначение этого действия (знак «-») 1 49 36. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. 1 50 из (дополнениеряда 4. Равенство (1 час) 33. Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». 5.Сложение и вычитание (18 часов) 37. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. 1 51-52 38. Устное составление задачи по рисункам. Построение ряда геометрических фигур по заданному правилу. 1 53-54 39. Решение задач с опорой на наглядный материал. 1 55-56 по 1 57-58 41. Счет предметов. Устная нумерация. Сложение и вычитание чисел. 1 59-60 42. Счет предметов. Число и цифра 6 Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Моде- лирование цифры из плоскостных элементов. 1 61 43. Число и цифра 6. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда 1 62 44. Счет предметов. Число и цифра 7. Устное составление задач по рисункам. Моделирование цифры из плоскостных элементов. 1 63-64 45. Содержательно-логические внимания, мышления. развитие 1 65 46. Счет предметов. Порядковый счет. Число и цифра 8. 47. Моделирование цифры 8 из плоскостных элементов. Устное составление задач по рисункам. 1 1 66 67 48. Счет предметов. Число и цифра 9. Решение задач с опорой на наглядный материал . Моделирование цифры из плоскостных элементов. 1 68-69 49. Решение задач с опорой на наглядный материал. Содержательно-логические задания на развитие внимания, памяти. 1 70-71 50. Равенство. Построение ряда геометрических фигур по заданному правилу. 1 72 51. Сложение и вычитание. Содержательно-логические задания на развитие мышления. 1 73 52. Счет в прямом и обратном порядке. Десяток. Число и цифра 10. Состав чисел первого де- сятка из двух слагаемых. 1 74 53. Содержательно-логические внимания, мышления. развитие 1 75 54. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Сложение и вычитание. 1 76-77 55. Решение задач с опорой на наглядный материал Содержательно-логические задания на развитие памяти, мышления. 1 78-79 56. Сравнение предметов по массе ( легкий-тяжелый, легче-тяжелее). 1 80 57. Временные представления: позже-раньше. Неделя, дни недели. Времена года. Определение времени по часам. 1 81-82 40. Построение (дополнение) ряда предметов заданному правилу. задания задания на на начальных представлений об 58. Формирование универсальности математических способов познания мира. 1 83-84 59. Содержательно-логические воображения, мышления. развитие 1 85 60. Целое и часть. Построение (дополнение) ряда геометрических фигур по заданному правилу. 1 86-87 61. Построение (дополнение) заданному правилу. ряда по 1 88-89 62. Содержательно-логические внимания, мышления. задания развитие 1 90-91 (дополнение) ряда предметов, 63. Построение геометрических фигур по заданному правилу. 1 92-93 64. Устное составление задач по рисункам. Составление задачи по схематическому рисунку. 1 94 задания на предметов на Обучение чтению и развитие речи (64 часа) «Букварь» (2 занятия в неделю, всего 64 занятия) № 1 Тема занятия Дата Город Букваринск и его жители. 2 3 Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Улица заглавных букв. 4 Гласные звуки IаI, IуI; буквы А, а, У, у. 5 Гласные и согласные звуки. Гласный звук IоI, буквы О,о. 6 Гласные и согласные звуки . Согласные звуки IмI, IмI; буквы М. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М. 7 8 Гласные и согласные звуки – закрепление. Содерж Вводное занятие.ание Знакомство с букварём.. Письменная и устная речь, понятия единицы – слова, единицы – слога. Знакомство с заглавными буквами. Выяснить какую службу несут заглавные (большие буквы). Имена собственные. Познакомить с гласными звуками IаI, IуI, буквами А, а, У, у. Учить лепить, рисовать, писать, изученные буквы.Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе. Познакомить с различием Гласных и согласных звуков. Провести работу со звуком IоI, буквой О,о. Учиться выяснять местоположение в словах. Учиться выяснять местоположение в словах. Твердые и мягкие согласные – знакомство. Твердые и мягкие согласные Познакомить с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Печатать: М, МА – МА. Гласные звуки и их дифференциация Знакомство с буквами. Чтение букв , слогов, слов. Составление рассказа по серии картинок. 9 10 11 12 13 14 Деление слов на слоги, определение слогов в словах. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. Закрепление букв А. О, У, М, С. и Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Учить называть слова с заданным слогом. Чтение составление слогов по разрезной азбуке. Печатание в рабочих тетрадях. Предложение. Деление предложения на слова. Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Выкладывание слов: сам, сама. Чтение слогов и слов. Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение слогов, слов и стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений. Печатаем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка. У нас гостил Незнайка. Заглавные буквы, слова с этими буквами.Заучивание стихотворения «Речка». Печатаем: Р, О, , Рама, Мара, Рома. 15 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. 16 Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Познакомить с правилом написания сочетания – ШИ. Печатаем: Шар Знакомство с буквами. Заучивание стихотворения «Шар». Чтение слияний, слогов, слов. Печатаем Ш, Ы, Ша, Шо, Шар, Ша-ры, Маша. 17 Дифференциация звуков [Ш] – [С], 18 Гласный звук IыI; буква ы. 19 20 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Стихи о солнце, обращение к оживающей природе. Хоровое чтение текста с доски по слогам. Штриховка: поезднет из слов, Ромашкова, В русском языке которые начинаются на Ы. Анаграммы. Дети читают слово и соотносят с предметом. Штриховка по образцу. Конкурс « Очумелые ручки». Звуковой анализ слов. Учить составлять предложения с заданным количеством слов. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Многозначность слов: игла, нос. Звуковой анализ слов. 21 22 23 24 25 Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Ударный слог Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Учиться, ставить ударение в словах. Закрепление написания больших букв вименах, начале предложений. 26 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах. 27 Сопоставление звуков и букв К. Х. Звуковой анализ слов. Совершенствовать навыки чтения. 28 29 Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Развитие речи, «Кот – герой сказок». Загадки. Земля- дом для всего живого. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: С, К, Т, сок, Тима, Тома. 30 Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫРИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. 31 Дифференциация звуков [И] – [Ы] Анализ слов. Ударение, составление предложений с буквами И и Ы. 32 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста. 33 34 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Омонимы Пересказ прочитанного текста. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Познакомить с новым понятием Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный). Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Деление слов на слоги с буквой Й, совершенствовать навыки чтения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Работа с вопросительными предложениями. Звуковой анализ слов. Работа с вопросительными предложениями. Пересказ прочитанного. Загадки о лодке,лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена. Несу в руке ромашку. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Звуковой анализ слов. Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З, Д. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Печатаем: З, Д, Зина, Дима, Роза, Даша. Роза росла в саду. 35 36 Согласный звук IйI; буквы Й, й. 37 Согласный звук IйI; буквы Й, й. 38 40 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Вопросительные предложения. Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, 41 Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, 42 43 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т 39 44 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. 45 Сопоставление звуков и букв Б-П. 46 Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. 47 Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. 48 Буквы Е, е. 49 Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Звуковой анализ слов. Совершенствовать навыки чтения. Знакомство со звуками и буквами Б, П. Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов: шапка, шляпка. Печатаем: Б, П, БА, БО, БУ, БАБУШКА, ПА, ПО, ПЫ. У папы собака. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. Совершенствовать навыки чтения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Повторить написания слов сочетанием– ЖИ и ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Звуковой анализ слов с буквой Е. Чтение слов, слогов, предложений. Печатаем: Ж, Е, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ. У ёжика колкие иголки. Пересказ прочитанного текста. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры. Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БАБЯ. Пересказ прочитанного текста. Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова. Печатаем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси. 50 Буквы Я, я. 51 Буквы Ю, ю. Знакомство с буквами и их характеристика. Чтение слогов, слов с этими буквами. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУСЮ, ДУ-ДЮ. Беседа «Улица Помогай». Составление рассказа по серии картинок. Анаграммы: Л В Ю К - (клюв), А Ю Л – (юла). Печатаем: Ю, Ц, Юля, Юра, месяц. Юра растит огурцы. 52 53 Буквы Ё, ё. Сопоставление букв Е-Ё Звуковой анализ слов с буквой Ё. Развитие речи. Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов. 54 Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове. Познакомить с правилом написания сочетания – ЧА,ЧУ. Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Печатаем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ. У Наташи часы. 55 Гласный звук IэI; буквы Э, э 56 Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. 57 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). Загадки о цветах. Звук и буква Э ( из слова это ). Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Стихотворение «Пароход обходит мели…» . Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука. Печатаем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Флот плывёт по волнам. Пересказ прочитанного текста. Звуковой анализ слов. Совершенствовать навыки чтения. на вопросы по Учить отвечать прочитанному тексту. Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов. Познакомить с правилом написания сочетания – ЩУ, ЩА.. Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ. Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо. 58 59 Сопоставление звуков и букв В-Ф 60 Согласный звук IщI; буквы Щ, щ 61 Сопоставление звуков и букв Ч Щ. 62 Шипящие согласные звуки Звуковой анализ слов. Совершенствоватьнавыки чтения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов. Повторить правила написания сочетания – ЩУ, ЩА; ЧА, ЧУ; ЖИ, ШИ. Работа с печатным текстом «Поставь латочку», обводить и заштриховывать в тексте данные сочетания. 63 Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости 64 Конкурсно- развлекательная викторина Звуковой анализ слов. Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям « Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Чтение слов и предложений. Игра «Хахания». Семя села обедать. (?) Печатаем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ. Подведение итогов. Обобщение изученного за год. Конкурс загадок. Закрепление навыков слогового чтения. Конкурс сказок. Хоровое чтение стихотворения Г.Успенского «Маленький кролик» и «рассказывание» его руками. Логическое задание « Кто, где живёт?». Заучивание стихотворения « Все мы крепко подружились…». «В гостях у Алфавита» Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев, обучение письму (2 занятия в неделю, всего 64 занятия) № п/п 1 2 Тема занятия Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. Колво часо 1 в Содержание Штриховка рисунков. Печатание буквы А в широкую разлинованную тетрадь по точечному образцу и самостоятельно. 1 Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем». 3 Наклонная линия, круг, овал. 1 Штриховка рисунка. Заучивание стихотворения. 4 Разлиновка тетради по письму. Наклон. 1 Штриховка горизонтальными и наклонными линиями. Многозначность слова «Шуба». Работа в «Прописи». 5 Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. 1 Штриховка рисунка. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения. 6 Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией. Работа в тетради с направляющей линией. 1 Беседа о зимующих и перелётных птицах. Штриховка косыми линиями. Работа в «Прописи». 1 Письмо по образцу. Заучивание стихотворения. Аппликация «Весёлый парус». 7 Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. 1 10, 11 Строчная и заглавная буквы А, а. 2 12 Строчная и заглавная буквы О, о. 1 13, 14 Строчная и заглавная буквы У, у. 2 15, 16 Строчная и заглавная буквы С, с. 2 17, 18 Строчная и заглавная буквы М, м. 2 19 Строчная и заглавная буквы Х, х. 1 20, 21 Строчная буква р. Заглавная буква Р. 2 22, 23 Строчная буква и. Заглавная буква И. 2 8 9 1 Беседа о помощи в семье, о совместном отдыхе. Работа в тетради по точечному образцу. Аппликация «Утята». Разучивание стихотворения. Разгадывание загадок. Раскрашивание и штриховка рисунков. Письмо изученных элементов букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Заглавная буква в именах собственных. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв Сравнение печатной и письменной букв. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных. Рисование бордюров в широкой и узкой строке.. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Заглавная буква в именах собственных. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами С, с. Рисование бордюров в узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами М, м. Рисование бордюров в узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Запись с комментированием некоторых слов. Рисование бордюров в узкой строке. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 2 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. правописание сочетания ши. Строчная буква ы. 1 27, 28 Строчная и заглавная буквы Л, л. 2 Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами. Рисование Сравнение строчной и бордюров заглавнойв широкой и узкой строке. букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Л, л. Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта. 29, 30 Строчная и заглавная буквы Н, н. 2 31, 32 Строчная и заглавная буквы К, к. 2 33 Строчная и заглавная буквы Т, т. 1 34, 35 Строчная и заглавная буквы П, п. 2 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Списывание с печатного шрифта. 36, 37 Строчная и заглавная буквы З, з. 2 38 Строчная и заглавная буквы Й, й. 1 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами З, з. Письмо элементов буквы З в широкой строке безотрывно. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквой й. 24, 25 26 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Рисование бордюров в узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров. Письмо слогов и слов с буквами К, к. Заглавная буква в именах собственных Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. 39, 40 Строчная и заглавная буквы Г, г. 2 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Списывание с печатного шрифта. 41, 42 Строчная и заглавная буквы В, в. 2 43, 44 Строчная и заглавная буквы Д, д. 2 45, 46 Строчная и заглавная буквы Б, б. 2 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами В, в. Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Д, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в узкой строке. Списывание с печатного шрифта 47, 48 Строчная и заглавная буквы Ж, ж. 2 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. Правописание сочетания жи, 49, 50 Строчная и заглавная буквы Е, е. 2 51, 52 Буква ь. 2 53, 54 Строчная и заглавная буквы Я, я. 2 55 Строчная и заглавная буквы Ю, ю. 1 Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. 2 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Е, е. Бордюры. Списывание с письменного шрифта. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. Бордюры. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Письмо слогов и слов с буквой ё. Списывание с печатного шрифта. 56, 57 58 Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. 1 59 Строчная и заглавная буквы Э, э. 1 60 Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 1 61 Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. 1 62 Строчная и заглавная буквы Ф, ф. 1 63 Строчные буквы ь, ъ. 1 64 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. Списывание с печатного шрифта. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с буквами Э, э. Правописание имён собственных (имена людей).Списывание с печатного и письменного шрифта. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование отдельных элементов буквы ц в широкой строке. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Правописание сочетаний ща, щу. Письмо слогов и слов с буквами Щ, щ. Списывание текста с образца. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф. Правописание имён собственных (имена людей). Запись слов под диктовку. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. Письмо элементов изученных букв. Рисование бордюров в широкой и узкой строке. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Списывание с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. Методическое обеспечение 1. Волкова «Математические ступеньки»: практический курс математики для дошкольников -5–6 и 6–7 лет. Программно-методические материалы. – М.: Ювента, 2005. 2. Волкова «Математические ступеньки»: иллюстрированное учебное пособие по развитию математических представлений у детей 5–6 и 6–7 лет. – М.: Ювента, 2005. 3. Дидактические материалы к учебно-методическому комплекту математического развития дошкольников «Ступеньки» (программа «Школа 2000...»). – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2007. 4. Жукова Н. С. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению. Гриф МО РФ Издательство «Эксмо» Год: 2010 5. Жукова Н.С. Прописи для детей 6-7 лет (к букварю) Издательство: ЛИТУР Серия: Учимся играя дата выпуска: 2010 г. 6. Жукова Н. С. "Уроки чистописания и грамотности: Обучающие прописи" Издательство: Эксмо-Пресс Год: 2010 7. Жукова Н. С. Уроки правильной речи и правильного мышления Издательство: Эксмо- Пресс Год: 2010 8. Жукова Н. С. «Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю» Издательство: Эксмо-Пресс Год: 2009 9. Жукова Н.С. Я пишу правильно! От "Букваря" к умению красиво и грамотно писать. Издательство: Эксмо-Пресс Год: 2009.