Содержание 1.Целевой раздел. Пояснительная записка………………………………………………………..3 цель, задачи Программы………………………………………………..4 Сроки реализации Программы…………………………………………5 ожидаемые результаты …………………………………………………5 способы определения результативности…………………………..…..6 формы подведения итогов реализации Программы………………..….6 2.Содержательный раздел. Учебный план……………………………..……………………………..7 Содержание изучаемого курса……………………………………………7 Календарное планирование……………………………………………….9 3.Организационный раздел. Методическое обеспечение Программы……………………………… 19 Список литературы………………………………………………….……………..20 Пояснительная записка. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Направленность образовательной программы «Футбольный Мяч»физкультурно-спортивная. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств. Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении. Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся. Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; способствовать осознанию и дифференциации личностнозначимых интересов личности. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Задачи программы для детей 5-6 лет: Обучающие: формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и правилах соревнований; формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья; формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего); Развивающие: развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания; Воспитательные: воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои действия перед коллективом; воспитание взаимопомощи и трудолюбия. Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей. Возраст детей: Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Условия набора детей: Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня физического развития, не имеющие медицинского противопоказания. Сроки реализации программы: Изучение программного материала рассчитано на 1год. Форма и режим занятий: Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 2 раза в неделю. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Формы проведения занятий: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; участие в соревнованиях, матчевых встречах. Методы обучения на занятиях: Словесный - объяснение терминов, новых понятий. Наглядный-показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. Практическийвыполнение обучающимися практических заданий и упражнений. Игровой-активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние обучающихся. Ожидаемые результаты К концу обучения дети должны знать: историю зарождения футбола. правила ведения счета в футболе; значение разминки, дыхательных упражнений; спортивную терминологию; правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке; вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель, останавливать (принимать) мяч во время передачи. Способы определения результативности: В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически ведет учет успеваемости обучающихся через: текущий контроль: опрос; промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают нормативы, указанные в таблице для 1 или 2 года обучения; итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня. Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол. Ф.И. ребенка Ведение мяча ногой Остановка мяча Отбор мяча Удар по мячу носком и внутренней стороной стопы Удар ногой по мячу по воротам По «змейкой» прямой 1.Ведение мяча по прямой и «змейкой»: «выполнил» - 3 балла / «не выполнил» - 0 баллов; 2.Остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы: 3 балла – упражнение выполнено без ошибок, 2 балла – упражнение выполнено с незначительными ошибками, 1 балл – упражнение выполнено с грубыми ошибками, 0 баллов - упражнение не выполнено; 3. Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки) 3 балла – 3 попадания 2 балла – 2 попадания 1 балл – 1 попадание, 0 баллов – нет попаданий. Формы проведения итоговой реализации программы: участие в соревнованиях между учебными группами; участие в товарищеских играх; участие в матчевых встречах; Учебный план № п/п Виды подготовки Количество занятий 1. Теоретическая подготовка 1 2. Охрана труда безопасности В процессе занятий 3. Общая физическая подготовка 38 4. Специальная подготовка 5 5. Техническая подготовка 7. Соревновательная подготовка, 2 контрольные нормативы Всего и техника физическая 26 72 Содержание программы 1.Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. беседа на тему «спорт, как система воспитания». просмотр чемпионата по футболу в России и за рубежом. игра «Я-футболист» 2. Диагностика. тестирование 3.Правила игры в футбол. опрос на знание обязанностей капитана команды. просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре. 4.Общая и специальная подготовка. поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны. выпады вперёд, в сторону, назад. прыжки в полу приседе. упражнения с набивным мячом(1-2 кг.) акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок назад из приседа). упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз). лёгкоатлетические упражнения. подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с преодолением препятствий. спортивные игры. Ручной мяч. специальные упражнения для развития быстроты. специальные упражнения для развития ловкости. 5.Техника игры в футбол. анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях. техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо. удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу. остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий. ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно. обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади. отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча. вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага. техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. 6. Тактика игры в футбол. Упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу. тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар. тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча. тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли). учебные игры. 7.Соревнования по футболу. Выступления проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по правилам игры в «малый футбол». Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Месяц Сентябрь Тема Содержание Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Вводное занятие, просмотр видео о футболе. Инструктаж по технике безопасности. История развития футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие понятия о гигиене. Режим дня и его значение для юного спортсмена. Ходьба - обычная, на носках с разным положением рук, на Втягивающая тренировка. пятках, на внешней и внутренней Специальные упражнения. стороне стопы, с высоким подниманием колена (бедра). Техническая подготовка Ходьба широким шагом, приставным шагом правым и левым боком, лицом вперёд, спиной вперёд, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Техническая подготовка Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см.). Обманные движения с места движение влево, с уходом вправо и наоборот; Техника удара по мячу. Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъёма) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м Бег, изучение «квадрат». Бег. Бег обычный, на носках, упражнения высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперёд, мелким и широким шагом. Упражнения быстроты. 7. Ходьба в разных направлениях: Основные способы развития по кругу, по прямой с специальной физической поворотами, змейкой, подготовки. врассыпную 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. для Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с развития ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Октябрь Бег в колонне по одному, по двое, старты из разных исходных Основные способы развития положений, в разных специальной физической направлениях, с разными подготовки. заданиями, с преодолением препятствий. Упражнения с мячом Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу Упражнения с мячом Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой. Совершенствование перемещения приставным шагом. Закрепление удара по неподвижному мячу внутренней Закрепление защитной стойки. стороной стопы. Перемещение в Перемещение приставным защитной стойке спиной вперёд. шагом. Закрепление остановки катящегося мяча подошвой. Совершенствование удара по неподвижному мячу внутренней Совершенствование защитной стороной стопы. Закрепление стойки. Закрепление перемещения в защитной стойке перемещения приставным спиной вперёд. шагом. Совершенствование остановки катящегося мяча подошвой. Удар внешней частью подъёма. Совершенствование перемещений в защитной стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы. Упражнения быстроты. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Ноябрь для Бег со средней скоростью на 80развития 120м (2-4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30м. Техническая подготовка Прыжки через 6-8 набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Удар внешней частью подъёма. Совершенствование перемещений в защитной стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы. Лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации Закрепление приёма катящихся движений, использованием мячей внутренней стороной перекрёстного и одноимённого стопы. движения рук и ног, перелезанием с пролёта: на пролёт по диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в выпаде) Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на двух ногах с Совершенствование удара продвижением вперёд по внешней частью подъёма. наклонной поверхности. Ведение Совершенствование приёма мяча (средней и внешней частью катящихся мячей внутренней подъёма) только правой или стороной стопы. только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Техники отбивания мяча Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 34м), из положения, сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении. Перебрасывание мячей. 21. Групповые переходами. 22. упражнения Построение самостоятельно в колонну по одному, в круг, с шеренгу. Перестроение в колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько. Общеразвивающие упражнения 23. Общеразвивающие упражнения 24. 25. Прыжки с высоты 40см, в длину с места (около 100см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с набивных места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см). Декабрь Техника передвижения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперёд, в сороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперёд и в стороны; отводить локти назад (рывки 2-3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью. Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ног на дальность, и в коридор шириной 2м. Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъёма) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м Ведение мяча внутренней частью подъёма. Удар пяткой. 26. Закрепление ведения мяча внутренней частью подъёма. Закрепление удара пяткой. 27. Выбрасывание мяча руками 28. Закрепление внутренней и стороной стопы. 29. Совершенствование мяча 30. Ведение мяча носком. 31. 32. 33. Январь ведения внешней ведения Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ног на дальность, и в коридор шириной 2м. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы с переводом за спину. Закрепление техники ведения Обманные движения с места движение влево, с мяча уходом вправо и наоборот Упражнения с набивными мячами броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через Подбрасывание мяча Общеразвивающие упражнения голову. вверх и ловля его; то же, с с предметами. поворотом кругом. Упражнения с волейбольными, футбольными, теннисными мячами, гимнастическими палками, скакалкой. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении Упражнения в парах, в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с короткой и Общеразвивающие упражнения длинной скакалкой: прыжки на с предметами. одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперёд и назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе 34. Упражнения с малыми мячами: броски и ловля мяча после Общеразвивающие упражнения подбрасывания вверх, удара о с предметами. землю, в стену, на месте, в прыжке, после кувырка в движении. 35. 36. 37. 38. 39. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений. Подвижные игры и эстафеты. Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов. Упражнения ловкости для Упражнения для Прыжки со скакалкой два вращения – один прыжок; жонглирование теннисных мячей (2-3 шт.). Подвижные игры: «Караси и щука», «Третий развития лишний», «День» и «ночь», «Пустое место», «Волк во рву», «Салки простые», «Белые медведи». Подвижные игры неспецифическими средствами футбола развития Упражнения с набивными мячами, гантелями, на скоростно-силовых качеств. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по Упражнения для развития воображаемому мячу в прыжке. скоростно-силовых качеств. Многократные броски набивного мяча весом до 2 кг вверх в прыжке и ловля (мяч зажат спотами ног). 40. 41. 42. 43. тренажерном оборудовании. Переноска и перекладывание груза. Упражнения с резиновым амортизатором и др. Многоскоки с ноги на ногу; с двух на две, тройной и пятерной с места, многоразовые до 10 раз. Выпрыгивание вверх из приседа. Февраль Тактика нападения Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. Тактика нападения Взаимодействие с партнерами при равном соотношении с соперником, используя короткие и средние передачи. Взаимодействие двух и трех игроков. Комбинации в парах: «скрещивание». Начало и развитие атаки из стандартных положений. Тактика защиты Взаимодействие в обороне при численном большинстве сил соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «скрещивание». Закрепление умения взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Закрепление умения организации и построение «стенки» 44. 45. 46. 47. Тактика защиты Организация обороны по принципу зонной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Углубленное разучивание и закрепление. Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, применяя в них изученный программный материал. Тактика вратаря Закрепление умения организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию Интегральная подготовка Упражнения интегрального характера: передачи мяча в парах в движении с использованием комбинации «скрещивание» с последовательным ударом по цели. Игры: 2 против 1, 3 против 1,4 против 2 с целевыми заданиями. Интегральная подготовка Организация атаки при использовании противником обороны по принципу зонной защиты и организация обороны по принципу зонной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке от ворот, выбор позиции и взаимодействие игроков при обороне, атака противника от своих ворот. Интегральная подготовка 48. 49. 50. 51. Обучение игре в квадратах 3 х3, 4х4, 5х5 с одним нейтральным. Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, используя полученные навыки по заданию тренера Март Ведение игры по избранной тактической системе и ее взаимодействия Изучение техники игры вариантов; вратаря, точный бросок в цель. игроков всех тактических линий команды; умения переходить в Игра ходе состязания к другому варианту игры Отбор мяча движение перехватом Умение выдерживать высокий темп игры, правильно распределяя силы игроков вовремя состязания; менять темп, в ритм и характер игры в зависимости от создавшейся в состязании ситуации; разумно сочетать индивидуальные и коллективные действия. Быстрота развития атаки из глубины обороны; создание численного превосходства в атаке Ввод мяча вратарем рукой, за счет быстрых перемещений игроков. получения мяча, чеканка мяча, квадрат. освобождаясь от персональной опеки соперника и после передачи мяча партнеру. 52. Ведение мяча воротам. Игра по Перекрывание всех игроков команды соперника после потери мяча, стараясь возможно быстрее вновь овладеть мячом; взаимопонимание и взаимостраховку; создание численного превосходства в обороне 53. Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. Быстрота организации атак, выполнение продольных и диагональных, средних и длинных передач. Тактические комбинации + удар со сменой иг- ровых мест в ходе развития атаки. Создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников. Острота действия в завершающей фазе атаки Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и Прием мяча различными применяя наиболее рациональные частями тела. Игра технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. 54. Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и Передачи мяча.Игра в большой применяя наиболее рациональные квадрат технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. 55. Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. 56. 57. 58. Апрель Создание численного перевеса в атаке за счет подключения Удары – с разбега, с места, с и крайних подачи партнера, с одного полузащитников защитников. Острота действия в шага. завершающей фазе атаки Двусторонняя учебная игра. Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. 59. 60. 61. 62. 63. 64. Ведение мяча (средней и внешней Остановка катящегося мяча частью подъёма) только правой внутренней стороной стопы и или только левой ногой по подошвой. Бег в сочетании с прямой, между стойками ходьбой. (змейкой) и движущихся партнёров Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и Упражнение змейка + удар по применяя наиболее рациональные воротам. Игра. технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. Ловля, переводы и отбивания различных мячей, находясь в воротах и на выходе из ворот, обращая внимание на быстроту реакции, на амортизирующее Общеразвивающие упражнения (уступающее) движение кистями в парах, бег с мячом. и предплечьями при ловле мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в падении. Броски руками и выбивания мяча ногами на точность и дальность. Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега на точность и Разбор игроков. Комбинация дальность вбрасывания, для «стенка». остановки его изученными приемами стоящему и двигающемуся партнеру. Совершенствование комбинации «стенка». Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега на точность и дальность вбрасывания, для остановки его изученными приемами стоящему и двигающемуся партнеру. по гимнастической Закрепление приёма катящихся Лазание мячей внутренней стороной стенке с изменением темпа, сохранением координации стопы. движений, использованием перекрёстного и одноимённого движения рук и ног, перелезанием с пролёта: на пролёт по диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в выпаде) 65. 66. 67. 68. 69. Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на двух ногах с Совершенствование удара продвижением вперёд по внешней частью подъёма. наклонной поверхности. Ведение Совершенствование приёма мяча (средней и внешней частью катящихся мячей внутренней подъёма) только правой или стороной стопы. только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Техники отбивания мяча Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 34м), из положения, сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении. Прыжки с высоты 40см, в длину с места (около 100см), в длину с Перебрасывание набивных разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, мячей. подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см). Построение самостоятельно в колонну по одному, в круг, Групповые упражнения с шеренгу. Перестроение в колонну переходами. по двое, трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько. Двусторонняя учебная игра. Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. футболу 70. Соревнования по между командами Соревнования по между командами футболу 71. 72. Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов Материально-техническое и методическое обеспечение: Спортивное оборудование и инвентарь: стойки для обводки мячей - 15 штук; переносные мишени- 2 штуки; переносные ворота; маты гимнастические; скакалки-15 штук; мячи набивные; форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь); мячи футбольные-15 штук; Список литературы 1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1986.-144с., ил. 2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М.,1981 3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000.. 4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. 5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11х классов общеобразовательной школы, 1996. 6. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974. 7. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994. 8. Сучилина А.А.Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. -М.:1983. 9. Сушков М.П.Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1983 10.Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С.Футбол. М.,1982. 11.Чанади А. Футбол. Техника. М.,1978. 12.Чанади А. Футбол. Стратегия. М.,1981.