Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Часть, формируемая участниками образовательных отношений Содержательный раздел II 2.1. Описание образовательной деятельности 2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» 2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 2.2. Комплексно – тематическое планирование Часть, формируемая участниками образовательных отношений Организационный раздел III 3.1. Распорядок и / или режим дня 3.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 3.4. Описание материально – технического обеспечения Программы 3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.6. Особенности организации развивающей предметно – развивающей среды Часть, формируемая участниками образовательных отношений Список информационных источников I 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», под научной редакцией Р.Н. Бунеева (Образовательная система «Школа 2100»), образовательной программы МАДОУ детский сад №3 «Колобок», парциальной программы При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативно- правовые документы: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». Устав МАДОУ №3 «Колобок» комбинированного вида. Программа состоит из целевого, содержательного и организационного раздела. Каждый раздел включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Содержание обязательной части разработано с учетом целей и задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также на основе учебно-методического комплекта «Детский сад 2100»/ под науч. ред. Р.Н. Бунеева. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Программы включает комплекс парциальной программы «Я, ты, мы.» Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Учебно-методическое пособие по социальноэмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с. — (Маленький человек и большой мир). 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель реализуется через решение следующих задач: 1) сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие, создавать условия для сохранения личного пространства ребёнка, его защиты от негативных воздействий; 2) обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ ОС «Школа 2100» для дошкольного и начального общего образования; 4) создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) строить целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; на основе договорённости об определённых правах ребёнка – в обмен на понимание своих обязанностей; 6) формировать общую культуру личности ребёнка, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать у него социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность, формировать предпосылки учебной деятельности; 7) обеспечивать вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования, возможность выбора во всём, поддержку детской инициативы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) вовлекать детей в организацию каждодневной жизни не только как исполнителей, формировать партнёрские отношения детей и взрослых на основе сотрудничества и взаимодействия; 9) формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 10) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Цели и задачи части программы, формируемой участниками образовательных отношений: Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих, Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы. Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания. Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения. Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы При разработке Программы учитывались принципы и подходы, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, среди которых выделим следующие: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа онтогенеза; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей [законных представителей], педагогических и иных работников образовательной организации) и детей; 3) уважение личности ребёнка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка; 5) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития; 6) поддержка детской инициативы; 7) принцип индивидуализации дошкольного образования; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). При разработке Программы учитывались также принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Образовательной системы «Школа 2100»: А. Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка. Принцип развития. Это развитие ребёнка-дошкольника, и прежде всего целостное развитие его личности и обеспечение готовности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Б. Культурно ориентированные принципы Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который он так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. В. Деятельностно ориентированные принципы Личностно-деятельностный подход рассматривает личность как субъект деятельности. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка, в том числе и на субъектный опыт. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принципы и подходы к формированию части программы, формируемой участниками образовательных отношений: Программа «Я, ты, мы», в силу ее особой значимости для развития личности ребенка, требует строгого соблюдения следующих основных принципов. Системность. В течение учебного года работа по Программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять ее содержание в течение дня. В этом случае целесообразно специально организованные занятия проводить в первой половине дня. Работа по Программе может осуществляться также несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в две-три недели. Особая специфика Программы состоит в том, что даже конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы и т. д. Интеграция программного содержания. Программа «Я, ты, мы» может быть реализована как самостоятельная парциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается (интегрируется) в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении. Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим, экологическому и физическому воспитанию, а также игровой деятельности. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Вместе с тем, для большей эффективности, необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, отдельные режимные моменты, связанные, например, с организацией питания (культура поведения за столом), проведение гигиенических процедур и т. д. Главное, чтобы Программа естественно и органично интегрировалась в целостный педагогический процесс. Координация деятельности педагогов. Этот принцип тесно связан с принципом интеграции. Тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определенные темы. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей На четвёртом году жизни начинается качественно новый этап в развитии ребёнка. Он обусловлен кризисом 3 лет «Я–сам!», который запускает бурное развитие самостоятельности, отделение себя от взрослого, осознание своего «Я» , меняет отношение ребёнка ко всему, что его окружает. Если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте всё его сознание направлено на познание мира людей. Теперь мир социальных отношений, мир взрослых становится центральной точкой, вокруг которой вращается вся жизнь малыша. Взрослый особо привлекает ребёнка как носитель общественных функций, правил поведения и интересующей ребёнка информации. На смену ситуативно-деловому общению приходит внеситуативно-познавательная форма общения. Ребёнок стремится узнавать всё больше нового, он задаёт всё более сложные вопросы. Но пока найти ответы на них самостоятельно он не в силах. Только во взаимодействии со взрослым возможно его продвижение вперёд. Основной мотив общения со старшим – познавательный. Желание стать взрослым, делать всё, как взрослые, говорить, как взрослые, становится движущей силой его развития. Но здесь возникает противоречие между желанием и реальными возможностями, оно и порождает новую систему взаимодействия ребёнка со взрослым. Теперь оно строится на основе предметно-действенного сотрудничества. Игровая деятельность является ведущим типом деятельности в дошкольном детстве, а это значит, что всё познание и освоение норм, правил, ролей и развитие способностей происходит через неё и с её помощью. В 3–4 года сюжет для игры подсказывает игрушка или предмет, привлекший внимание. Основным партнёром для игры становится кукла, у которой нет своей игровой программы. То есть одна и та же игрушка может выполнять роль пациента у доктора, послушного или шаловливого ребёнка, повара, мамы и т.д. Разница в игре между трёх- и четырёхлетними детьми довольно заметна. Смыслом игры трехлетнего ребёнка являются предметные действия с игрушкой (одевать куклу, кормить, укладывать спать и т.д.). Смыслом игры четырёхлетнего становится взятие на себя роли (например, заботливой мамы, которая воспитывает своего ребёнка, а не куклу). Стремление играть «за двоих», то есть проигрывать и проговаривать свою и «кукольную» роль (режиссёрская игра), является хорошим показателем развития в этом возрасте. Одновременно с этим развиваются совместные игры со сверстником, формируется игровое партнёрство. Но пока это взаимодействие ещё непродолжительно и возникает стихийно. Дети только учатся согласовывать свои действия с товарищами, объясняя в процессе игры свои действия и намерения. Именно в процессе предметно-игровых действий впервые проявляется способность договариваться о распределении ролей, предметов, действий. В начальных формах игрового партнёрства создаются особые условия для овладения коммуникативной функцией речи, развития диалога, складываются первые формы словесной регуляции деятельности и произвольности, развивается воображение. Ребёнок использует много вопросов, сообщений, просьб и т.д. Словарный запас активно пополняется глаголами, идёт усвоение суффиксов. Это период активного словотворчества. Ребёнок придумывает различные формы уже имеющихся в его словаре слов. Слово у ребёнка объединяет несколько групп однородных предметов. Например: мебель, животные, овощи. Начинает формироваться словесная регуляция деятельности, то есть ребёнок учится с помощью речи контролировать своё поведение, деятельность. Например, подойдя к плите, говорит: «Нельзя, горячо!» Предложение воспринимается как одна смысловая единица, ребёнок ещё не может разделить его на отдельные слова. Развитие познавательных функций, осознание собственного опыта даёт возможность ребёнку составлять маленькие сообщения «из личного опыта» (например, впечатления от прогулки, праздника, бытовых ситуаций и пр.) На этом этапе продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, но активно формируется наглядно-образное, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них. То есть складываются представления о явлениях окружающего мира. Ребёнку становится доступным решение задач «в уме». Не беря в руки предмет и не испытывая его свойств, он может сказать, какой предмет из нарисованных на картинке покатится: кубик, мяч или кукла. Главным вопросом для ребёнка 3 лет становится «зачем это?» Причём он может задавать один и тот же вопрос по многу раз, поскольку ребёнку нужно убеждаться в стабильности этого мира. Кроме того, ответы взрослого могут быстро забываться, поскольку произвольная память ещё не развита. В этом возрасте преобладает непроизвольная память. Глубина запечатления образа зависит от его новизны, сопровождающего эмоционального фона, яркости, озвученности. Запоминание происходит попутно с какой-либо деятельностью. Для воображения большинства детей этого возраста характерно отсутствие первоначального замысла и его рождение после действия: ребёнок рисует каракули, а потом даёт им имя. Пока он фантазирует не ради результата, а ради самого процесса. Малыш ещё не может переименовать предмет, не действуя с ним. Сам предмет должен ему навевать идею нового образа. Игра может длиться 5–15 минут, за это время в сюжете могут появиться дополнительные линии и замысел может потеряться. В процессе игры предметы теряют своё переименование и могут использоваться по своему прямому назначению. В восприятии сказок дети часто не отличают возможное от невозможного. Большинство из них считают, что происходящее в сказке было на самом деле. В рисунке фантазия детей проявляется в том, что они специально меняют цвет предмета на нереалистичный. Как и в раннем возрасте, ребёнку по-прежнему интересны новые, более яркие предметы. Но теперь внимание становится более устойчивым, малыш уже способен переключиться с одного действия на другое и потом снова вернуться к первому. Правда, в этом возрасте он нуждается во внешней поддержке взрослого в виде инструкций и просьб. В противном случае другой предмет может отвлечь внимание, и ребёнок к начатому не вернётся. На этом этапе дети с удовольствием обследуют различные предметы. Ребёнок устанавливает их функции и свойства для того, чтобы правильно использовать их в игре. Схема обследования предмета или картинки ещё не сформировалась, поэтому взор хаотично скользит по объекту. Восприятием в этом возрасте управляет и руководит взрослый. В развитии восприятия важнейшая роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Так, в конструировании ребёнок получает представление о форме и величине. К концу 4-го года он хорошо ориентируется в названиях предметов, выделяет их основные части, указывает некоторые детали. При рисовании и восприятии картинки малыш радуется любимым цветам или объектам. Ребёнок научается называть то, что он нарисовал, таким образом он устанавливает связь между предметом и картинкой. Он понимает, что картинка является своеобразным заместителем реального предмета. Малыш стремится к тому, чтобы нарисованный предмет становился узнаваемым для другого человека. Замысел еще неустойчив, и в процессе рисования ребёнок от него легко отказывается. Это связано с тем, что волевые качества только закладываются, так как дети ставят цели, исходя из сиюминутных желаний. Мотивы поощрения и взыскания, которые связаны со стремлением быть хорошим во взаимоотношениях со взрослым, наиболее действенны в этом возрасте. Успехи и неудачи еще слабо влияют на настойчивость. То есть ребёнок будет стремиться делать хорошо только ради поощрения взрослым. Сам себя он оценивает, прислушиваясь к высказываниям старших. Некритичен к словам взрослого, воспринимает все его слова как догму. Поэтому в данном возрасте очень важно положительное внимание взрослого. Это способствует не только формированию у малыша образа «я хороший», но и помогает сформироваться чувству собственного достоинства. В то же время оценки сверстника не играют значимой роли в самооценке ребёнка. В случае конфликта детей ребёнок просит взрослого оценить ситуацию, ожидает поддержки от него. Оценивает свои возможности и достижения завышено, смешивая понятие «хорошо сделал» с понятием «я хороший». В начале дошкольного детства происходит освоение норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становится понятным, что и когда необходимо делать: мыть руки перед едой, чистить зубы перед сном, убирать игрушки после игры, вытирать пролитое. Дети постепенно осваивают культурные нормы поведения в повседневной жизни. Вслед за ранним детством происходит дальнейшее развитие и совершенствование культурно-гигиенических навыков и режима дня. Малыш осознаёт необходимость выполнения гигиенических процедур для совершения последующей деятельности. Особенность трудовой деятельности в этом возрасте – её связь с игрой. Ребёнок примеряет на себя роль всемогущего взрослого. Именно здесь устанавливается более непосредственная связь с жизнью взрослых. Главное в труде – это интерес ребёнка к процессу (подметать ради подметания) или оборудованию (нож, компьютер). В этом возрасте для выполнения задания ребёнку важно понимать, как это можно сделать: не просто убрать игрушки (слишком общо), а сложить кубики в коробку, куклу же посадить на стульчик. Малыши ещё не способны замечать ошибки при выполнении задания. Именно поэтому наиболее доступный труд – вместе со взрослым. Таким образом, к концу 4-го года жизни наблюдается активное формирование предметно-игровой ситуации развития, внутри которой происходит становление новых типов деятельности, специфичных для этого возраста. Ребёнок становится более инициативным. Он лучше осознаёт и отстаивает свои желания, учится контролировать себя. Но для его гармоничного развития очень важна позиция взрослого, способ их взаимодействия и доброжелательность. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы В соответствии с ФГОС ДО планируемые результаты освоения представлены в виде целевых ориентиров. Программы Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Планируемые результаты освоения образовательных отношений: Программы, формируемой участниками ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рассмотрим свойства и качества личности ребенка к концу дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог в процессе работы с данной программой. Отметим, какова их роль в построении преемственности дошкольного и общего среднего образования. К концу дошкольного возраста ребенок обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном ему уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий. Проявляет инициативу в разных видах деятельности: рисует по собственному замыслу; самостоятельно выбирает тему, композицию, сюжет, а также роль и выразительные средства в художественно-эстетической, конструктивной, игровой и других видах деятельности. Владеет навыками самообслуживания (самостоятельно убирает игрушки, кладет на место одежду, содержит в порядке свое «рабочее место» и др.); самостоятельно использует личное время. При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогают ему включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика. Маленькому ребенку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации. Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий другого. Он вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе; задает тему беседы; пользуется речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); обсуждает и согласовывает с другими замысел, сюжет и распределение ролей; вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления. Он способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны. Ребенок делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; сочувствует старикам, слабым, больным; с уважением и терпимо относится к людям, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности; языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; способен оказать помощь и принять ее от другого. При этом ребенок уже владеет разными формами и средствами общения, в том числе для осуществления совместной продуктивной и познавательной деятельности. А это является необходимым условием становления учебной деятельности. Одна из важнейших целей непрерывного, в том числе дошкольного, образования — развитие личной ответственности, которая является функциональным качеством свободного человека. При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок начинает проявлять это качество в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учебе. 2.1. II. Содержательный раздел Описание образовательной деятельности Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: -«Социально - коммуникативное развитие» -«Речевое развитие» -«Познавательное развитие» -«Художественно-эстетическое развитие» -«Физическое развитие» 2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи обязательной части реализации Программы: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание: формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание: развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо); формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование основ безопасности: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» Задачи обязательной части реализации Программы. Развитие познавательно-исследовательской деятельности: Формирование познавательно-исследовательской деятельности: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.); развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи междупредметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с предметным окружением: ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром. Ознакомление с социальным миром: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств; формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с миром природы: ознакомление с природой и природными явлениями; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля; формирование элементарных экологических представлений; формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. 2.1.3.Образовательная область «Речевое развитие» «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Задачи обязательной части реализации Программы: Развитие речи: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Восприятие художественной литературы и фольклора: воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. 2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» Задачи обязательной части реализации Программы: Музыкально-художественной деятельности: формировать и поддерживать интерес ребенка к народному литературному, музыкальному творчеству и декоративному искусству; побуждать ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения народной музыки, знакомых образов и сюжетов; Приобщение к искусству: развивать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние; побуждать ребенка творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения видов искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, народного фольклора, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности; расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, помогать выбирать сюжет коллективной работы; знакомить ребенка со спецификой зданий и их устройства в городе, селе (дома высокие, каменные, с балконами, лифтами, ванной; дома невысокие, как правило, деревянные, с печкой, садом, будкой для собаки и т.п.) в разных видах деятельности (рисовании, конструировании, слушании художественной литературы и др.); формировать у ребенка потребность в чтении книги как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым; поддерживать у ребенка устойчивый интерес к литературному, народному творчеству. 2.1.5.Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Основные цели и задачи обязательной части: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. 2.2. № 1 Тема Комплексно – тематическое планирование Содержание «До свидания «Мы пришли в детский лето, сад» здравствуй детский сад» «Наша группа» Сроки Итоговые события Дата 01.09 Панно. «Как я провёл лето» 14.09 30.09 (родители) «Безопасность в нашей группе» «Игрушки, которые живут в нашей группе» «В какие игры можно играть в группе» Панно. «Мы помощники взрослых» 29.09 Выставка : «Золотая осень» (поделки из природного материала) 14.10 Праздник «Золотая осень в гости к нам пришла» 29.10 «Труд взрослых» «Мои друзья» 2 «Осенняя пора» «Вот и осень на дворе» 01.10 «Чудесные листья» 31.10 «Чудо-фрукты» «Чудо-овощи» «Идём в лес за грибами» «Домашние животные» «Домашние птицы» Создание альбома «Загадки о домашних животных» (с привлечением родителей) 30.10 № 3 Тема «Моя семья» Содержание Сроки Итоговые события Дата «Квартира , в которой мы живём» 02.11 Панно «Наша дружная семья» (родители) 13.11 30.11 «Наша дружная семья» Выставка «Домашние питомцы» (поделки из природного и бросового материала с привлечением родителей) «Взрослые и дети» «Все мы разные» 30.11 «Домашние питомцы» 4 «Знакомство «Быт русских людей.» с народной «Ходит сон близ окон» культурой и (колыбельные песенки) традицией» 01.12 18.12 Создание альбома. «Колыбельные песенки» 08.12 (родители) «Как у нашего кота» (потешки) «Каша масленая, ложка крашеная» (загадки) Создание альбома. «Русские народные потешки и прибаутки» (родители) 15.12 Панно. «На дворе у бабушки» 18.12 «Как коза избушку построила» «Кто в тереме живёт?» (русские народные сказки) «Русская матрёшка» «Дымковская игрушка» 5 6 «Новый год» «Зима» «Хвойные деревья» 21.12 «Наш друг-Дед Мороз» 30.12 Выставка: «Новый год у ворот». Совместное творчество родителей и детей. Новогодний праздник. «Здравствуй , здравствуй Новый Год ! » 29.12 15.01 «Зима-белоснежная» 11.01 Панно «Зимушка зима» «Оденем куклу Катю на прогулку»(зимняя одежда) 29.01 (родители) «Зимние развлечения» «Кормушка» (зимующие птицы) Выставка : «Зимние развлечения» Совместное творчество родителей и детей 22.01 № 7 Тема Содержание «Транспорт» «Грузовой транспорт» Сроки Итоговые события Дата 01.02 Изготовление дидактической игры : «Заправь машину» 16.02 Выставка. «Слава армии родной в день её рождения» 22.02 «Пассажирский транспорт» 19.02 «Безопасность на дороге» «Труд водителя» 8 «День защитника Отечества» «Мой папа» 22.02 «Военные профессии» 01.03 Совместные работы родителей и детей. Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек 9 10 «Мамочка милая , мама моя» «Мой дом, дом посёлок» «Наши мамы» 01.03 «Труд мам и бабушек» 12.03 Панно. «Мамочка милая , мама моя» (родители) Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек . Праздник «Весенний день 8-е марта» «Дом , в котором мы живём» «Посёлок , в котором мы живём » «Пожарная безопасность» «Какая у меня есть мебель» «Посуда для Кати» «Труд взрослых в родном 15.03 Фотовыставка . 31.03 «Любимое место в посёлке» (с привлечением родителей) 22.02 01.03 05.03 30.03 № Тема Содержание Сроки Итоговые события 01.04 «Праздник «День смеха» Дата посёлке» 11 «К нам весна шагает быстрыми шагами» «Наступила настоящая весна» 30.04. «Какие растения есть на нашем участке» «Птицы прилетают» «Таблетки растут на ветке , таблетки растут на грядке» «Насекомые» 12 «Здравствуй лето красное» «Водичка-водичка» 04.05 «Сажаем цветы на клумбе» 31.05 Панно .«Здравствуй лето красное» 31.05 «Деревья нашего участка» «Радуга-дуга» «Труд дворника» Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Раздел 1. Уверенность в себе Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Темы этого раздела предполагают оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они позволяют не только выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное, например подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребенок начнет лучше понимать, как важно уметь быть хорошим другом самому. Раздел 2. Чувства, желания, взгляды Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Раздел 3. Социальные навыки Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте? Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки. Раздел предполагает также обучение детей нормам и правилам общения. Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. Так, важнейшей стороной общения с окружающими людьми (раздел «Социальные навыки») является положительное отношение к другому, способность к сочувствию и сопереживанию (раздел «Чувства, желания, взгляды»). Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных (раздел «Уверенность в себе»). Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции («Чувства, желания, взгляды»). При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, только тогда контакты с окружающими будут складываться успешно («Социальные навыки»). Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения и вкусы («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения с ними («Социальные навыки»). Для более глубокого понимания другого человека важно уметь распознавать его эмоциональные состояния — уметь читать мимику, жесты, выразительные движения («Чувства, желания, взгляды»). ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Программное содержание № п/п РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ 1 РЕБЕНОК И КУКЛА 2 ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ 3 КАКОГО ЦВЕТА ТВОИ ВОЛОСЫ 4 КАКОГО ЦВЕТА ТВОИ ГЛАЗА 5 РЕБЯТА И ЗВЕРЯТА 6 КАКОЙ ПОДАРОК ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЛУЧИТЬ 7 ВКУСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия — куклы Знакомить детей с отражением в зеркале Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом волос Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом глаз Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ 2 КАК МЫ ВЫРАЖАЕМ СВОИ ЧУВСТВА Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям 3 ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ 1 Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения СТРАХ Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей 1 ВЗАИМОПОМОЩЬ 2 ПЛОХО БЫТЬ ОДНОМУ Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта 4 РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ССОРА И ПРИМИРЕНИЕ 3 III. Организационный раздел 3.1. Распорядок и / или режим дня Режим пребывания детей в ДОО должен представлять собой описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривать личностно ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Режим дня Режимные моменты 07.00 – 19.00 (12 ч.) Прием детей, осмотр, игровая деятельность 07.00 – 08.00 Утренняя гимнастика 08.00 – 08. 10 Игры, самостоятельная деятельность детей 08.10 – 08.30 Подготовка к завтраку. Завтрак I 08.30 – 09.00 Непосредственно образовательная деятельность 09.00 – 9.15 Динамическая пауза 9.15—9.25 Непосредственно образовательная деятельность 9.25—9.40 Динамическая пауза 9.40—10.00 Завтрак II 10.00– 10.10 Подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения, труд, совместная деятельность) 10.10 – 11.50 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 11.50 – 12.40 Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон 12.40 – 15.00 Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность 15.00 – 15.20 Подготовка к полднику, полдник 15.20 – 15.50 Игры , самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы 15.50 – 16.30 Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка, уход домой 16.30– 19.00 Учебный план реализации образовательного процесса Дни недели Понедельник НОД Художественное творчество (рисование/лепка) Физическая культура Вторник Развитие речи Музыка Среда Познание (ФЭМП) Физическая культура (на улице) Четверг Познание (ФЦКМ) Физическая культура Пятница Художественное творчество (аппликация/ конструирование) Музыка 3.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Формы, методы и средства реализации Программы, которые соответствуют идеям ФГОС ДО: Большая часть непосредственной образовательной деятельности проходит в форме самостоятельной деятельности дошкольников под руководством взрослого, в которой они имеют большую степень свободы для выбора деятельности по интересам. Естественно, что для этого взрослый должен научить дошкольников различным видам деятельности, которые они в дальнейшем и могут выбирать. Непосредственная образовательная деятельность организована не по направлениям развития, а по различным видам детской деятельности. Используемые методы позволяют детям научиться самостоятельно познавать окружающий мир, что даёт им возможность проявить свою активность (овладев деятельностью, дети могут заниматься ею самостоятельно) и стать субъектом процесса образования (т.е. принимать участие в выборе того, что ребёнок хочет узнать, чему он хочет научиться). В свою очередь, при соблюдении определённых условий перечисленные во ФГОС ДО виды деятельности обеспечат всестороннее развитие дошкольника и достижение им целевых ориентиров. 3.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Воспитание всесторонне развитой личности – это общая задача и родителей, и педагогов. Усиление образовательной функции ДОО, изменения, происходящие в жизни общества, обусловливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. Задачи дошкольной образовательной организации по обеспечению взаимодействия с родителями: 1. Знакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребёнка, способами развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях. 2. Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребёнком, формированию положительной самооценки детей, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития у ребёнка самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки. 3. Ориентировать родителей на развитие произвольных психических процессов, развитие познавательной деятельности ребёнка, обогащение его кругозора, формирование логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности. 4. Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействовать со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности. 5. Знакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к школе, развивать у детей положительное отношение к будущей школьной жизни. Одним из наиболее важных направлений работы ДОО является активное вовлечение родителей в образовательный процесс и связанные с ним формы работы (конкретные дела, проекты и т.д.). Система взаимодействия с родителями включает: Участие родителей в жизни Формы участия ДОУ В проведении мониторинговых -Анкетирование исследований -Социологический опрос -интервьюирование В создании условий - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметноразвивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; В управлении ДОУ - участие в работе родительского комитета, Совета педагогов. В просветительской -наглядная информация (стенды, деятельности, направленной на папки-передвижки, семейные и повышение педагогической групповые фотоальбомы, культуры, расширение фоторепортажи «Из жизни информационного поля группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»); родителей -памятки; -создание странички на сайте ДОУ; -консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; В воспитательно – -Дни открытых дверей. образовательном процессе ДОУ, - Дни здоровья. направленном на установление - Недели творчества Периодичность сотрудничества 3-4 раза в год по мере необходимости 1 раз в квартал 2 раза в год Постоянно ежегодно По плану 1 раз в квартал обновление ежемесячно по годовому плану 1 раз в год 1 раз в квартал 2 раза в год сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство 3.4. - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми - Семейные клубы - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности по плану по плану 1 раз в квартал постоянно по годовому плану 2-3 раза в год Описание материально – технического обеспечения Программы Групповая комната имеет полноценную предметно – развивающую среду, оснащенную для проведения образовательного процесса. В группе создана безопасная предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту детей и специфике группы, позволяющая решать образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи, обеспечивать реализацию творческой поисковой активности дошкольников. Оборудованы игровые центры для организации различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности и чтения. Вид помещений. Функциональное использование Оснащение - Детская мебель для практической деятельности - Книжный уголок - Центр изобразительной деятельности - Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр - Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения - Природный уголок, календарь погоды, Груповая комната: плакаты и наборы дидактических Сюжетно ролевые игры наглядных материалов с изображением Самообслуживание животных, птиц, насекомых и Трудовая деятельность обитателей морей, рек, рептилии Самостоятельная творческая деятельность - Конструкторы Ознакомление с природой, труд в природе - Головоломки, мозаики, пазлы, настольно Сенсорное развитие – печатные игры, лото Ознакомление с окружающим миром - Альбомы, куклы в национальных Ознакомление с художественной костюмах, народные игры, сборник литературой пестушек и потешек. Развитие математических представлений - Развивающие игры по математике и Центр нравственно – патриотического логике воспитания - Различные виды театров Спальное помещение: Дневной сон Гимнастика после сна Раздевальная комната: Информационно – просветительская работа с родителями 3.5. - Муляжи овощей и фруктов - Центр физического развития - Спальная мебель - Физкультурное оборудование для закаливающих процедур - Информационный уголок - Портфолио детского творчества - Наглядно – информационный материал для родителей Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Группировка пособий по направлениям развития детей дошкольного возраста является условной. Каждое пособие реализует комплексный подход к решению задач современного дошкольного образования. 4. Образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие Перечень программ, технологий - «Моя математика» для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов/М. В. Корепанова,С.А. Козлова.-М.: Баласс,2014.-128с. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100».) - Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова,А.А. Вахрушев Здравствуй, мир! В 4 ч.ч1((3-4 года) –Изд.2-е,перераб.-М.:Баласс,2016.80с.: ил. - Здравствуй мир! Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста.- Изд.2-е.доп.-М.: Баласс,2016.-496с. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100».) - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова По дороге к Азбуке (Лесные истории). Учебное пособие – М.: Баласс,2016.-80с.: ил. - По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста/Т.Р. Кисилева; под науч.ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Буневой.- М.: Баласс,2017.-480с. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100».) Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие - Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетради «По дороге к Азбуке». Часть 2. Звери и их детеныши, Схемы для составления устных рассказов/ Сост. Р.Н. Бунеев,Е.В. Бунеева. Т.Р. Киселева.- М.: Баласс,2005.- 48с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100».) - Познаю себя. Методические рекомендации к образовательной программе социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста (от двух месяцев до восьми лет)/ М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова.-Изд.2-е,доп.-М.: Баласс,2016.-352с. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100».) - Познаю себя. Методические рекомендации к образовательной программе социально- личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс,2012.-160с. (Образовательная система «Школа 2100».) - «Моя семья» Учебное пособие/ И.А. Смирнова; под. Ред. О.В. Чиндиловой.- М.: Баласс,2016,- 80с.ил. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. - Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошк. - М.: Мозаика- Синтез, 2009-2010. - Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 3.6. Особенности организации развивающей предметно – развивающей среды Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования при реализации основной общеобразовательной программы должна: – обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с учётом особенностей каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья; – обеспечивать возможность общения взрослых с детьми и детей друг с другом, двигательной активности, а также возможности для уединения. Развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации следует проектировать с учётом основных принципов: – информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; – вариативности, определяющейся видом дошкольной образовательной организации, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; – полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; – педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка; – трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм; ● наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды предполагает: ● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: ● доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; ● свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Для младшего дошкольного возраста главной задачей педагога является обучение целеполаганию, формирование целенаправленности детской деятельности. Предметы и игрушки, побуждающие детей к осуществлению целенаправленной деятельности: строительный материал; разрезные картинки; оборудование для изобразительной деятельности; игровое оборудование, воссоздающее реальные бытовые ситуации. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЦИАЛЬНОЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я, ТЫ, МЫ» Введение Настоящее пособие является составной частью учебно-методического комплекта по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы». Пособие разработано на основе Программы социально-эмоционального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Помимо Программы и Пособия в комплект входят семь учебных наглядных пособий (альбомов), представляющих собой систему развивающих заданий и предназначенных для активной деятельности детей. В соответствии с Программой, в Пособии выделяется три основных раздела, которым соответствуют альбомы определенного содержания. Первый раздел «Уверенность в себе» предусматривает использование следующих альбомов: «Какой ты?» — для детей 3—4 лет (с. 2—8, 14); «Что тебе нравится?» — для детей 4—5 лет; «Мы все разные» — для детей 5—6 лет. Второй раздел «Чувства, желания, взгляды» включает работу с альбомами: «Какой ты?» — для детей 3—4 лет (с. 9—13, 17); «Веселые, грустные...» — для детей 4—5 лет; «Веселые, грустные...» — для детей 5—6 лет. Третьему разделу «Социальные навыки» соответствуют альбомы: «Какой ты?» — для детей 3—4 лет (с. 18—22, 24). «Как вести себя» — для детей 4 — 6 лет; «С кем ты дружишь?» — для детей 5 — 6 лет. Настоящее пособие, как это видно из перечня прилагаемых к нему альбомов, ориентировано на работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. При этом с младшими дошкольниками предусматривается пропедевтическая работа, которая по общему объему и сложности заданий будет минимальной. Именно поэтому для детей 3—4 лет в комплекте предусмотрен только один альбом, который содержит задания по всем трем разделам. Альбомы «Как вести себя» и «С кем ты дружишь?» по разделу «Социальные навыки» могут быть использованы для работы с детьми как среднего, так и старшего дошкольного возраста. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ Прежде чем приступить к работе с пособием «Я, ТЫ, МЫ», воспитатель должен заранее познакомиться с содержанием конкретного раздела и соответствующих тем в альбомах, подготовить необходимые материалы. В одном случае это будут цветные карандаши (краски, фломастеры) для раскрашивания, в другом — клей, кисточки и ножницы, в третьем — один или два цветных карандаша (фломастера) для проведения соединительных линий, проставления значков и пр. В отдельных случаях потребуется дополнительно цветная бумага, кусочки ткани или «бросовый» материал. Обратите особое внимание на то обстоятельство, что для обучения по некоторым темам могут понадобиться детские работы, которые были изготовлены ранее, при выполнении заданий из других альбомов. Такие работы целесообразно сохранять. Определенные темы требуют наличия в групповой комнате зеркала, которое заранее должно быть размещено так, чтобы к нему было удобно подойти. Также следует предусмотреть необходимый игровой материал, атрибуты костюмов, набор персонажей настольного или кукольного театра для игр и театрализованной деятельности. Особое внимание следует обратить и на те задания, которые предполагают совместную деятельность детей, необходимо создать для этого в помещении или на участке соответствующие условия. Содержание пособия по социально-эмоциональному развитию разработано с учетом того, что педагог может легко интегрировать его в общий образовательный процесс, прежде всего в такие его разделы, как развитие речи и элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и ручной труд, а также формирование навыков безопасного поведения. Кроме того, некоторые задания в пособии создают условия для развития воображения, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики руки ребенка.