Содержание: 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Паспорт Программы развития 5 1.3. Информационная справка о МАДОУ «Детский сад №3» 1.4. Проблемный анализ деятельности дошкольного учреждения, кадрового потенциала 9 10 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 2.1. Концептуальные основы программы развития 15 2.2. Миссия дошкольного учреждения 16 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 3.1. Основные этапы реализации программы развития 17 3.2. Прогнозируемые результаты 25 4. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 5. ФАКТОРЫ РИСКА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 26 27 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Процесс модернизации российского образования, построения единой и непрерывной его системы, включающей преемственные уровни образования от дошкольного до высшего, вносят коррективы в сложившуюся систему образования. Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, роста профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Колобок» комбинированного вида города Улан – Удэ (далее – МАДОУ) в качественно новое состояние, характеризующееся разно уровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно расширяющимися потенциалами роста. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования преследует следующие цели: 1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; 3. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Процесс развития существенно облегчает проектирование, только при наличии тщательно продуманного плана можно видеть перспективы деятельности, отслеживать результаты, выделять достижения и трудности. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, всецело использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. В связи с этим подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Таким образом, период до 2025г в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования. Специфика программы развития МАДОУ состоит в следующем: 1. Ориентация на потребности социума: прежде всего – государственная политика в области образования, запросы на содержание образования в МАДОУ, уровень материального достатка родителей (законных представителей), демографический состав населения, национальные и культурные традиции города, Республики Бурятия. 3 2. Вариативность содержания образования с учетом индивидуальных возможностей и потребностей воспитанников, в том числе особенности здоровья воспитанников. 3. Выбор режима развития – проектная деятельность, разработка и реализация программ по направлениям 4. Полноценное участие субъектов образовательного процесса в реализации программы, представление в ней прав и интересов воспитанников 5. Программа развития ориентирована на: 5.1.Актуальность – ориентирование на решение наиболее значимых для МАДОУ проблем. 5.2.Прогностичность – отражение в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к МАДОУ и изменения условий его деятельности. 5.3.Рациональность – определение целей и способов их достижения, позволяющих получить максимально полезный результат. 5.4.Реалистичность – обеспечение соответствия между желаемым и возможным. 5.5.Целостность – полнота состава действий, необходимых для снижения поставленной цели, а также их согласованность. 5.6.Контролируемость – определение конечных и промежуточных (ожидаемых) результатов. 5.7.Детализация – чем более детализирована программа, тем она проста в изучении и реализации. В основу реализации программы положен современный программно – проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы МАДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, стране, запросы родителей (законных представителей), интересы воспитанников, профессиональные возможности педагогов. Назначение программы развития – быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, при переходе на более качественный уровень образовательной деятельности. Необходимость оказания дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в программе, так как воспитанники должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально – чувственный опыт, учатся быть открытыми и способными выражать свои мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния МАДОУ, территориальной специфики (возможности внешнего окружения дошкольного учреждения), специфики контингента воспитанников, потребности родителей (законных представителей) воспитанников. Статус программы развития – локальный акт МАДОУ, определяющий 4 стратегические направления развития на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно – смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. 1.2. Паспорт Программы развития на 2021- 2025 г. Наименование программы Статус программы Нормативно – правовые основания для разработки программы Назначение программы Проблемы Программа развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Колобок» комбинированного вида города Улан – Удэ на 2021-2025г. (далее – Программа) Нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации. Федеральный Закон « Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012.№ 273. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013г № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013г № 462 « Об утверждении проведения порядка самообследования образовательной организацией» Приказ Минтруда России от 18.10.2013г № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20) Устав МАДОУ «Детский сад №3». Быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, при переходе на более качественный уровень образовательной деятельности. Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной 5 Цели Программы Задачи Программы политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг Создание доступной среды для детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Стратегическая цель: Переход от традиций к инновационному качеству педагогического процесса, соответствующего требованиям ФГОС, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения с учетом запросов родителей и интересов детей. Тактическая цель: 1. Повышение качества образовательных, здоровье формирующих и коррекционных услуг в учреждении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; 2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово – экономической деятельностью учреждения; 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада с учетом требований ФГОС ДО; Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей; Развитие системы управления МАДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом; Повышение уровня профессиональной компетентности молодых педагогов; Повышение качества образования в МАДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе ИКТ Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение самостоятельного выбора деятельности (через расширение кружковой деятельности и 6 дополнительного образования в МАДОУ); Функции программы Авторы Программы Сроки реализации Финансовое обеспечение программы Этапы реализации программы Ожидаемые результаты: Программа осуществляет три основные функции: обеспечивает стратегию развития детского сада; выделяет приоритетные направления работы; ориентирует всю деятельность на конечный результат Заведующий МАДОУ, старшие воспитатели Программа реализуется в период с 2021 года по 2025 год Эффективное использование бюджетных и внебюждетных средств Спонсорская помощь, благотворительность, грантовые конкурсы 1 этап – Организационно - аналитический – 2021г (январь – март) Цель: Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ; 2 этап – деятельностно - технологический – 2021-2025г. Цель: Обеспечение реализации Программы развития; 3 этап – итоговый – 2025г (май – декабрь) Цель: определение эффективности проведенной работы на основе количественного и качественного анализа, обобщение результатов внедрения Программы развития. Для Учреждения: повышение конкурентоспособности учреждения; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования, в том числе обучение и воспитание инвалидов и лиц с ОВЗ. Для воспитанников: получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ; улучшение состояния физического, психического и социального здоровья. Для педагогического коллектива: повышение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности; рост профессиональной культуры педагогов, повышение компетентности в области применения ИКТ; развитие базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях Учреждения. Для семьи: сохранение здоровья ребенка и успешность его при поступлении в школу; 7 расширение области участия родителей в деятельности Учреждения (участие в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий); укрепление отношений взаимодействия Учреждения и семьи. Для социума: реализация системы социального партнерства; расширение образовательного пространства через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования; повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного пространства. превращение воспитательно-образовательного пространства ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого воспитанника. 8 1.3.Информационная справка. Полное наименование Учреждения Юридический адрес Режим работы Заведующий Управление Учреждением Телефоны Электронная почта Официальный сайт Учредитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Колобок» комбинированного вида города Улан - Удэ 670000 Республика Бурятия, г. Улан – Удэ, ул. Ленина11 Пятидневная рабочая неделя, группы работают в 2х режимах: с 07.00 часов до 19.00 часов, с 7.30 часов до 18.00 часов, выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни Зарубина Татьяна Леонидовна Наблюдательный совет, Управляющий совет, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет 8(301)21-27-75 Ds-kolobok3@mail.ru https:// bur-madou-3.tvoysadik.ru ОГРН Учредителем образовательного Учреждения является МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан –Удэ» Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 3263 от 22 июля 2020 года. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Колобок» комбинированного вида города Улан - Удэ 1020300976189 ИНН 0323082642 Социальное партнерство СОШ, музей природы, детская библиотека, школа искусств, ДДТ, кукольный театр «Ульгэр», Байкальский благотворительный фонд. Учредительные документы 1.4. Проблемный анализ деятельности дошкольного учреждения, кадрового потенциала. МАДОУ «Детский сад №3» расположен в 5 корпусах Советского района, удаленных друг от друга на расстояние более 6 км: Корпус № 1 Здание является объектом культурного наследия «Дом жилой конца XIX века». Год постройки – 1795г. Здание нетиповое, приспособленное под дошкольное учреждение. Расположено 6 групповых ячеек, 2 из которых закрыты с 01.06.2020г по приказу МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан – Удэ». Одну группу компенсирующей направленности посещают дети с нарушением опорно – двигательного аппарата. Общая площадь здания – 1079,4 кв.м. 4 возрастных группы для детей в возрасте от 3 – 7 лет. Режим работы групп - 12 часов (с 7.00 утра – 19.00 вечера). Имеется музыкальный зал. Корпус № 2 Здание, приспособленное под дошкольное учреждение, 1938 года постройки. В настоящее время здание признано аварийным. Общая площадь– 385,2 кв.м. 9 Корпус № 3 Типовое здание детского сада отдельно стоящее, 2-х этажное, в 4-х блочном исполнении. Год постройки – 2014. Год введения в эксплуатацию – 2015.Общая площадь – 4374 кв.м. Плановая мощность – 280 человек, 14 возрастных групп, 2 группы для детей в возрасте от 1,5 – 3 лет; 12 групп для детей в возрасте от 3 – 7 лет. Режим работы – 4 группы работают в режиме 12 часов (с 7.00 утра – 19.00 вечера); 10 групп работают в режиме 10,5 часов (с 7.30 утра – 18.00 вечера), из них 3 группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи. Имеются музыкальный и спортивный залы. Корпус № 4 Присоединен к МАДОУ № 3 «Колобок» от МБДОУ № 15 «Радуга» 01.08.2019г. Нетиповое здание отдельно стоящее, одно – этажное, в 2-х блочном исполнении. Год постройки – 1986. Общая площадь – 865,7 кв.м. Мощность 114 мест, 3 возрастные группы для детей в возрасте от 3 – 7 лет. Режим работы – 1 группа работает в режиме 12 часов (с 7.00 утра – 19.00 вечера); 2 группы работают в режиме 10,5 часов (с 7.30 утра – 18.00 вечера). Имеется музыкальный зал. Корпус № 5 Типовое здание детского сада отдельно стоящее, 2-х этажное, в 4-х блочном исполнении. Год постройки – 2020. Год введения в эксплуатацию – 2020.Общая площадь – 4032 кв.м. Плановая мощность – 280 человек, 14 возрастных групп, 7 группы для детей в возрасте от 1,5 – 3 лет; 7 групп для детей в возрасте от 3 – 7 лет. В 2020г перепрофилировали 1 группу для детей ясельного возраста в группу для детей от 3 – 7 лет в связи с отсутствием в очереди г. Улан – Удэ детей данного возраста. Таким образом, стало: 6 групп для детей от 1,5 – 3 лет; 8 групп для детей от 3 – 7 лет. Режим работы – 1 группа работает в режиме 12 часов (с 7.00 утра – 19.00 вечера); 13 групп работают в режиме 10,5 часов (с 7.30 утра – 18.00 вечера). Имеются музыкальный и спортивный залы. Итого в дошкольном учреждении функционируют 35 групп для детей в возрасте от 1,5 – 7 лет. Общее количество детей 974 Мальчики Девочки Дети с 1,5 – 3 лет Дети с 3-7 лет Санаторные группы, дети с диагнозом ДЦП 487 470 125 832 17 Процент от общего числа воспитанников 50% 48% 13% 85% 12% Площадь территории всех корпусов дошкольного учреждения огорожена забором высотой не менее 2 м, озеленена различными кустарниками и многолетними цветами. На территории корпусов учреждения выделены игровые, физкультурные площадки, хозяйственные зоны. Игровые площадки оборудованы теневыми навесами, игровыми комплексами, горками, песочницами, качалками. На территории корпуса № 3 физкультурная площадка оборудована детским спортивно – игровым комплексом, на территории корпуса № 5 имеется футбольное поле. Все корпуса дошкольного учреждения обеспечены холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением. Детский сад не имеет площадей, сданных в аренду. Материально – техническая и развивающая среда детского сада соответствует всем санитарно – гигиеническим требованиям. Познавательное и социально – личностное развитие ребенка осуществляется в следующих помещениях: - Групповые комнаты, во всех группах дошкольного учреждения созданы условия для разнообразных видов активности деятельности детей – игровой, познавательной, трудовой, творческой, исследовательской. Группы оснащены игрушками и пособиями в 10 соответствии с возрастными особенностями детей. Эстетическое оформление групповых комнат способствует благоприятному психологическому климату, эмоциональному благополучию детей. - Художественно – эстетическое направление работы проходит в музыкальном зале. музыкальном зале. Двигательная деятельность осуществляется в музыкальном, спортивном залах, на спортивных площадках, расположенных на территории детского сада. Коррекционная работа осуществляется в кабинетах учителя - логопеда, педагогапсихолога. Программно-методическое обеспечение педагогов осуществляется в методическом кабинете, где имеется вся необходимая литература, наглядные пособия, по всем направлениям деятельности детского сада. Регулярно приобретается игровой материал. Программы, по которым ведется развивающая и образовательная деятельность. Предметом деятельности Учреждения является реализация основных образовательных программ дошкольного образования (далее – образовательные программы дошкольного образования) в соответствии с настоящим Уставом и муниципальным заданием, а также присмотр и уход за воспитанниками. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №3», разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Тропинки» В.Т. Кудрявцевой; образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой; образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева. Для логопедических групп: «Адаптированная образовательная программа ДОУ, разработанная с учетом «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6 года жизни» Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой и «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В. Нищевой. Для групп компенсирующей направленности «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В. Нищевой» Образовательная организованная нагрузка режима дня воспитанников соответствует санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНа, а также парциальных программ: Название Виды программ, реализуемых программ основные направления Парциальная Основная цель программы - воспитание с первых лет жизни «Программа гуманной, социально-активной, творческой личности, экологического воспитания способной понимать и любить окружающий мир, природу и «Юный эколог» С.Н. бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется Николаевой; формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. «Истоки» и Парциальная Цели программы - содействие реализации общероссийских «Воспитание на задач формирования у детей гражданской ответственности, социокультурном национальной идентичности, духовности, культуры в бласти опыте» под редакцией дошкольного образования. А.В.Камкина «Основы безопасности Парциальная детей Главные цели - сформировать у ребенка навыки разумного старшего дошкольного поведения, научить адекватно вести себя в опасных возраста» под ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при редакцией общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предмета ми, животными и Н.Н.Авдеевой, Р.Б. 11 Стеркиной ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Парциальная Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар Программа «Ладушки» музыкальной классики и народной музыки в целях (Праздник каждый день) И. накопления интонационного опыта восприятия музыки, Каплунова, И. развития творческих способностей в разных видах Новоскольцева музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Цель программы – творческое овладение ребенком нормами «Программа развитие речи и правилами родного языка, умение гибко их применять в детей дошкольного конкретных ситуациях, овладение основными возраста» О.С. Ушаковой; коммуникативными способностями. Целью ДОУ является: Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, оказание помощи семье в воспитании ребенка, оказание качественных образовательных услуг, осуществление ухода и присмотра. Основными задачами ДОУ являются: 1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. воспитание с учетом возрастных особенностей детей, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 3. осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии речи; 4. взаимодействие с семьями детей для полноценного развития ребенка; 5. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются ФГОС ДО. Обучение и воспитание в дошкольном учреждении ведётся на русском языке. В рамках развивающей образовательной деятельности реализуются новые методологические подходы к содержанию и процессу обучения дошкольников, которые способствуют сохранению самоценности дошкольного детства. Процесс организован в соответствии с учебными планами, разрабатываемыми и утверждаемыми на каждый учебный год. Основная цель учебного плана - комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, их всестороннему воспитанию, развитию на основе организации разнообразных видов детской деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 12 Характеристика дополнительных образовательных и иных услуг. Дошкольное учреждение оказывает платные и бесплатные дополнительные образовательные услуги. Платные образовательные услуги оказываются только в случае потребности родителей (законных представителей), наличия уровня рентабельности, наличия педагогического состава, необходимой материально-технической базы. Тариф на платные услуги устанавливается местным органом самоуправления, Администрацией г. Улан – Удэ. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН. Соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы, обозначенные в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах. Вариативность образовательных услуг в учреждении заключается в оказании дополнительных образовательных услуг, реализующихся через кружковую деятельность, которая проводится в свободное от занятий время. Дополнительные образовательные услуги предоставляются в целях расширения спектра образовательных услуг, развития физических, интеллектуальных и творческих способностей детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, обеспечению их готовности к самостоятельной жизни в обществе. Платные дополнительные образовательные услуги включают в себя реализацию образовательных программ за пределами основной образовательной программы. Количественный и качественный состав кадрового потенциала. Штатное расписание составляет 144 человека, из них: Административный персонал 2 чел. заведующий – 1 зам.зав по АХЧ - 1 Педагогический персонал составляет 66 человек, из них: воспитатель – 52 старший воспитатель-4 музыкальный руководитель – 3 учитель-логопед – 3 учитель бурятского языка – 1 педагог-психолог – 1 инструктор по физической культуре –2 Обслуживающий вспомогательный персонал составляет 75 человек, из них: младший воспитатель – 35 работники кухни - 7 другие -33 Качественный состав педагогического коллектива Уровень квалификации Всего педагогов Высшей 1 категории Без категории 66 9 26 31 Уровень образования Всего педагогов Высшее Среднее специальное Без образования 66 44 22 0 Педагогический стаж от 0 до 5 от 5 до 10 от 10 до 20 от 20 и выше 29 15 11 11 Педагогические сотрудники имеют награды: Нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения РФ» – 1 Почетная грамота Министерства образования Республики Бурятия – 3 Почетная грамота Администрации города – 4 Почетная грамота Комитета по образованию – 14 13 Анализ позволяет сделать вывод, что в ДОУ работают педагоги с большим педагогическим стажем и имеющие специальное дошкольное образование. Развитие кадрового потенциала. С 01.08.2019г произошло увеличение педагогических сотрудников нашего дошкольного учреждения в связи с присоединение нового корпуса, рассчитанного на 3 возрастные группы (корпус № 4). В связи с тем, что ранее эти педагоги использовали в своей деятельности другие программы, им потребовались КПК, дополнительные консультации для формирования единой системы в воспитательно – образовательном процессе нашего ДОУ. С 24.08.2020г вновь произошло увеличение педагогических сотрудников нашего дошкольного учреждения в связи с присоединение нового корпуса, рассчитанного на 14 возрастных групп (корпус № 5). В штат были приняты сотрудники, не имеющего опыты работы с детьми, в коллективе, большая часть из них прошла полугодичную переподготовку по должности «воспитатель детского сада». Поэтому администрация дошкольного учреждения направила все силы на адаптацию к детскому саду не только вновь принятых детей, но и всех новых сотрудников. В течение всего периода педагоги ДОУ постоянно повышали свой профессиональный уровень через методические объединения ДОУ, города, республики, курсы повышения квалификации. Работала школа молодого педагога. В рамках данной работы были проведены консультации. Педагоги работали над темами самообразования, поэтому, можно сделать вывод, что педагогический коллектив ДОУ обладает высоким ресурсом и конкурентной способностью. В ДОУ царит доброжелательная атмосфера. Сотрудники добры, ласковы к детям, с большим вниманием относятся к переживаниям детей; умело формируют положительное отношение ребёнка к самому себе, сверстникам, взрослым. Речь взрослых не доминирует над речью детей. В группах созданы уютные условия для психического развития ребёнка. Каждый ребёнок может находиться как среди группы сверстников, так и уединиться. Для улучшения эмоционального самочувствия и значимости в группах отмечаются дни рождения воспитанников. В течение всего периода педагоги ДОУ участвовали в конкурсах различного уровня. Имеются победы в международных, республиканских, городских конкурсах. Педагоги публикуют свои методические материалы на персональных сайтах и в интернет изданиях. Динамика результативности педагогического процесса обеспечивается внедрением в практику работы ДОУ нового содержания и организации методов и приёмов воспитания и обучения комплексным подходам к развитию личности наших детей. Существенная динамика отмечена в изобразительной и игровой деятельности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка. В настоящее время методистами и педагогами разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них: интерактивные и ролевые игры; дискуссии; Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций); «мозговой штурм»; метод проектов; метод ассоциаций. С целью дальнейшего повышения результативности педагогического процесса в ДОУ, главной целью которого является развитие всесторонне развитой личности, необходимо: 1. осуществлять социально-нравственное развитие детей через его отношения с окружающим миром; 14 2. совершенствовать интеллектуальное развитие ребёнка через формирование высших психических и познавательных процессов; 3. уделять особое внимание развитию речи, игре, физической подготовленности; 4. способствовать развитию экологической культуры. Проведённый выше анализ результатов педагогической деятельности коллектива ДОУ показал, что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время учебновоспитательный процесс в детском саду осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования. Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии. При этом, важное значение имеет соблюдение поэтапного обучения: 1. этап первичного освоения знаний и умений; 2. этап самостоятельного применения знаний и умений в специально организованных условиях; 3. этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений. Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному. Актуальной остаётся задача повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по достижению задач трех направлений развития ребёнка. В этой связи требуется решение следующих проблем: 1. дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ДОУ; 2. активизация внедрения педагогических технологий в образовательно воспитательном процессе; 3. совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. 4. повышение уровня квалификации педагогических кадров. 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 2.1. Концептуальные основы Программы развития Основной целью Программы развития является создание в Учреждении системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ. Внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ. Вместе с тем, инновационный характер 15 преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым. Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими. Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации. Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки). Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам. Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МАДОУ «Детский сад № 3» служат: Качество и доступность образования Сотрудничество Основные принципы выстраивания деятельность ДОУ: 1. принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка; 2. принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; 3. принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; 4. принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; 5. принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; 6. принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; 7. принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; 8. принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает 16 взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог - ребенокродитель». Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; Воспитатели являются непосредственным реализаторами образовательных услуг на уровне государства; Дети выступают как потребители оказываемых ДОУ услуг по обучению и воспитанию, развитию личности. Для того чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, уделяя особое внимание детям с ОВЗ, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 2.2. Миссия дошкольного учреждения Современной системе дошкольного образования присущи принципы динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, что способствует возникновению новых видов воспитательнообразовательных учреждений, разнообразных педагогических услуг. Существенные изменения, которые, происходят во всех сферах жизнедеятельности общества, принуждают систему образования в целом и каждое конкретное учреждение быстро реагировать на запросы современного мира, повышать качество образовательных услуг и свою конкурентоспособность. Следует особо отметить, что в наше время любое дошкольное образовательное учреждение не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. Очевидно, что сегодня каждое дошкольное учреждение должно завоевать свое место в системе дошкольного образования, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. Имидж образовательного учреждения и специфика деятельности дошкольной организации несет «привлекательную ценность» для заказчиков образовательных услуг – родителей (законных представителей). Имидж современного образовательного учреждения включает такие составляющие, как авторитет, уважение, доверие, культурное общение, качественное образование учащихся (воспитанников), успешное поступление учащихся после окончания образовательное учреждения в различные учебные заведения и т.д. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей. Позитивный имидж образовательного может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг. По результатам проводимых опросов, родители выделяют важнейшей задачей деятельности дошкольных образовательных учреждений формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе, развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка. Родители, делая выбор в пользу того или иного образовательного учреждения, руководствуются порой не только удобным географическим месторасположением, но и полнотой предоставляемых дошкольным учреждением услуг, ориентируются на командный состав организации, способность его в решении поставленных обществом и законными представителями воспитательно-образовательных задач. Помочь в выборе «своего» дошкольного учреждения призвана МИССИЯ ДОУ. Это своеобразная «визитная карточка» учреждения. В ней заложен сам смысл 17 существования данной организации, совокупность приоритетных направлений деятельности, которые помогут родителям сделать свой выбор. Миссия нашего дошкольного учреждения заключается в объединении усилий ДОО и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и в будущем. 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 3.1.Основные этапы реализации Программы развития. Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2025 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие Учреждения. Эти направления сформулированы в целевых подпрограммах «Качество и доступность образования», «Сотрудничество», обеспечивающих участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. 1-й этап: организационно – аналитический (январь - март 2021г.) Цель: Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития. 1. Информационно - аналитическая деятельность по направлениям работы ДОУ. 2. Анализ актуального состояния материально-технической базы, развивающей предметно-пространственной среды, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса. 3. Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива. 4. Анализ работы с семьёй, выявление образовательных запросов. 5. Разработка нормативной правовой документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития. 6. Создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий. Мероприятия Проведение качественного анализа материально-технической базы и развивающей предметнопространственной среды. Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива, выявление резерва Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности. Проведение управленческих мероприятий совместно с органами общественного управления, выявление направлений развития, пути достижения целей. Обновление образовательной программы в соответствии с 2021 Х 2021- 2022- 2023- 2024- Ответственны 2022 2023 2024 2025 й Заведующий зам. по АХЧ старшие воспитатели Х Старшие воспитатели Х Старшие воспитатели Х Заведующий Старшие воспитатели Х Заведующий Старшие 18 актуальным состоянием образовательного процесса, внедрением новых педагогических технологий. воспитатели 2-й этап: деятельностно - технологический (апрель 2021– декабрь 2025 г.) Цель: обеспечение реализации Программы развития. 1. Улучшение оснащения и материально-технической базы, создание условий для реализации ФГОС ДО. 2. Обеспечение физического и психического развития детей, коррекции этого развития: 3. Совершенствование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. 4. Повышение качества дошкольного образования. Обновление содержания образовательного процесса, с использованием инновационных программ и современных педагогических технологий, ИКТ технологий. 5. Совершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения ООП детьми. 6. Совершенствование системы работы ДОУ с семьей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. Целевая подпрограмма: «Качество и доступность образования». Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности, уровнем профессиональной компетентности педагога, недостаточным материально – техническим оснащением для ведения воспитательно – образовательного процесса с детьми с ОВЗ и дополнительного образования детей. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. Блок «Кадровый потенциал» Цель: Создать условий для профессионального роста и развития педагогических работников. 1. Освоение современных педагогических и воспитательных технологий и методик через профессиональное обучение, курсы повышения квалификации, вебинары и прочее. 2. Обобщение опыта лучших практик педагогических работников. 3. Создание системы стимулирования деятельности педагогических работников в ДОУ. 4. Поддержка положительного имиджа ДОУ. 2021- 2022- 2023- 2024Мероприятия 2021 Ответственный 2022 2023 2024 2025 Мониторинг профессиональной компетентности для выявления Старшие актуального уровня и определения Х Х Х воспитатели возможных индивидуальных путей совершенствования Совершенствование системы непрерывного образования для Старшие повышения профессиональной Х Х Х Х Х воспитатели компетентности, инновационной культуры, введение инновационных форм повышения 19 профессионального мастерства педагогов Обобщение (демонстрация) опыта работы педагогов на разных уровнях. Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Организация наставничества в ДОУ. Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Сопровождение участия педагогов в профессиональных конкурсах проектах, конференциях и пр. Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Публикация работ педагогов в профессиональных изданиях и СМИ Профессиональное обучение, переподготовка, получение дополнительного педагогического образования Оказание поддержки и создание мотивации при аттестации педагогических работников Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием Интернет-ресурсов, созданию и общению в профессиональных сообществах, в т.ч. в сети Интернет Х Х Х Х Х Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Х Х Х Х Х Заведующий Блок «Доступное дополнительное образование» Цель: Создать условия для реализации дополнительного образования детей в ДОУ. 1. Обучение педагогов для реализации дополнительного образования детей в ДОУ. 2. Создание материально технической базы для реализации дополнительного образования детей в ДОУ. 3. Создание условий для участия детей в конкурсах. 2021- 2022- 2023- 2024Мероприятия 2021 Ответственный 2022 2023 2024 2025 Анкетирование родителей по Старшие выявлению социального запроса Х Х Х Х Х воспитатели на дополнительное образование детей в ДОУ. Обучение специалистов по кружковой деятельности в ДОУ Старшие (КПК, вебинары, сотрудничество с Х Х Х Х Х воспитатели ДДТ, написание программ по дополнительному образованию) Регистрация программ дополнительного образование в Х Х Х Х Х Делопроизводитель системе «Навигатор» Реализация программ Х Х Х Х Х Педагоги кружков дополнительного образования. 20 Участие детей в конкурсах различного уровня Х Х Х Х Х Педагоги кружков Блок «Здоровье» Цель: совершенствование системы здоровьесбережения и здоровьеформирования в МАДОУ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. 1. Создание условий для осуществления в детском саду пропаганды здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей. 2. Организация подготовки педагогических кадров по вопросам оздоровления и физического развития воспитанников. 2021- 2022- 2023- 2024Мероприятия 2021 Ответственный 2022 2023 2024 2025 Спортивный праздник «День Инструктор по Х Х Х Х Х здоровья» физ.культуре Мастер-классы, вебинары, Инструктор по родительские собрания, конкурсы физ.культуре для родителей по Х Х Х Х Х здоровьесберегательным технологиям Семинар - практикум для родителей Инструктор по Х Х Х Х Х физ.культуре «Здоровый ребенок – счастливая семья» Инструктор по Реализация кружка «Здоровячок» Х Х Х Х Х физ.культуре Семинар – практикум для педагогов Инструктор по Х Х Х Х Х «Своему здоровью скажем «Да!» физ.культуре Валеологическое воспитание детей Воспитатели Х Х Х Х Х всех возрастных групп групп Блок «Инновационная деятельность в ДОУ» Дошкольное учреждение является инновационной площадкой по нескольким направлениям: 1. Участник – исполнитель в реализации Программы Республики Бурятия «Развитие и модернизация службы ранней помощи для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами» - «Солнышко»; 2. «Сетевая экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения Федеральный институт развития образования»: изучение образовательных эффектов реализации моделей вариативноразвивающего образования программы «Тропинки». 3. Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота» 4. Сетевая инновационная площадка ФГБНУ ИИДСВ РАО «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих комплексную основную образовательную программу «Теремок». 5. Участники инновационного проекта по теме «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста средствами ООП ДО «Детский сад 2100». Цель: Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее 21 равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе, создание комплексной системы, направленной на развитие современной творческой личности ребёнка. Задачи: 1. Повысить качество образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. 2. Развивать познавательные способности детей, их творческую активность через исследовательскую и театрализованную деятельность, музыкальное и народноприкладное искусство на занятиях и в повседневной жизни. 3. Совершенствовать стратегию и тактику построения развивающей среды детского сада. Мероприятия 2021 2021- 2022- 2023- 2024Ответственный 2022 2023 2024 2025 Тренинг: «Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в дошкольном учреждении» для начинающих педагогов» Х Работа по проектам (кружковая деятельность) Х Х Х Х Х Практикум: «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» Х Х Х Х Х Организация праздников, фестивалей, выставок с участием родителей и детей Х Х Х Х Х Участие детей в конкурсах разного уровня Х Х Х Х Х Разработка системы проектов по всем возрастам в рамках реализации Образовательной программы Х Х Х Х Х Х Х Х Х Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Блок «Консультационный пункт для детей с ОВЗ «В КРУГУ ДРУЗЕЙ!» Цель: Совершенствовать образовательную деятельность ДОУ через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника, в том числе ребенка – инвалида и с ОВЗ. 1. Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ) на качественное и доступное образование. 2. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников (в том числе и детей с ОВЗ) ДОУ требованиям ФГОС ДО. 3. Поэтапное обновление ООП в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей. 22 4. Создание материально технической базы для ведения образовательного процесса с детьми – инвалидами и ОВЗ. 2021- 2022- 2023- 2024Мероприятия 2021 2022 2023 2024 2025 Обновление нормативноуправленческих документов, нормативных материалов о содержании и структуре деятельности Х консультационного пункта (положение, приказы, формы отчетности) воспитательноОтветственный Заведующий, Старшие воспитатели Сбор данных о детях-инвалидах, с ОВЗ Х Х Х Х Х Учителялогопеды, педагог психолог Проведение организационного собрания с родителями детей – инвалидов, с ОВЗ Х Х Х Х Х Заведующий Комплексное обследование по методикам специалистов Х Х Х Х Х Специалисты Участие в ежегодных состязаниях для детей-инвалидов, праздниках Х Х Х Х Х Специалисты Консультации по запросам родителей (в том числе дистанционных) Х Х Х Х Х Специалисты Х Заведующий, Старшие воспитатели Распространение и публикация опыта работы через средства массовой информации, электронные ресурсы, участие в семинарах, научно-практических конференциях Х Разработка и систематизация коррекционно-развивающих программ и методик. Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Создание видеотеки и библиотеки современных учебно-методических материалов Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Приобретение комплекта интерактивных учебнодидактических и развивающих пособий, для организации занятий с детьми на современном уровне и апробация интерактивных форм работы с семьями. Х Х Х Х Х Заведующий Участие в грантовых конкурсах и республиканских площадках Х Х Х специалисты Заведующий Х Х Х Х Х Старшие воспитатели 23 Праздник «В кругу друзей» Х Х Х Х Х Музыкальные руководители Подведение итогов работы консультационного пункта на итоговом педагогическом совете. Х Х Х Х Х Заведующий Блок «Программа «МиР» (Малыш и Родитель) Цель: Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в подготовке ребенка к поступлению в ДОУ. 1. Повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего возраста. 2. Организовать общение детско-родительского коллектива в ходе различных видов игр и продуктивной деятельности, характерных для раннего возраста. 3. Содействовать смягчению адаптации при поступлении детей в дошкольное учреждение. 2021- 2022- 2023- 2024- Ответственный Мероприятия 2021 2022 2023 2024 2025 Ознакомление с программой «МиР» Педагогродителей, дети которых поступают Х Х Х Х Х психолог в ДОУ. Анкетирование Реализация программы «МиР» (август-апрель) Х Х Х Х Х Участие в районных, республиканских конкурсах, семинарах и пр. (обобщение опыта по реализации программы) Х Х Х Х Х Подведение итогов на родительском собрании (презентация, фотоотчет) Х Х Х Х Х Анализ работы по реализации программы (подведение итогов, внесение поправок в программу, перспективное планирование (май)) Участие в грантовых конкурсах Х Х Х Х Х Х Заведующий, Старшие воспитатели, Специалисты, Воспитатели Педагогпсихолог Педагогпсихолог Педагогпсихолог Педагогпсихолог Целевая подпрограмма: «Сотрудничество» Проблема: Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ. Цель: Создать единое образовательное пространство «Детский сад – семья» обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства. 1. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий. 24 2. Оказание консультативной помощи семьям имеющих детей в возрасте от 1,5 до 8 лет. 3. Установление новых партнерских взаимоотношений ДОУ с социальными институтами. 2021- 2022- 2023- 2024- Ответственный Мероприятия 2021 2022 2023 2024 2025 Старшие Анкетирование родителей Х Х Х Х Х воспитатели День открытых дверей Х Х Х Х Х Заведующий Совместные семейные праздники и развлечения Х Х Х Х Х Старшие воспитатели Функционирование консультационного пункта Х Х Х Х Х Взаимодействие с социальными институтами. Организация совместных мероприятий. Х Х Х Х Х Активизация работы сайта и группы в социальных сетях Х Х Х Х Х Заведующий Специалисты Старшие воспитатели Старшие воспитатели Заведующий Делопроизводитель 3-й этап: итоговый (май 2025 г.– декабрь 2025 г.) Цели: определение эффективности проведенной работы на основе количественного и качественного анализа, обобщение результатов внедрения Программы развития. 1. Проведение анализа результатов реализации Программы развития, оценка эффективности. 2. Представление аналитических материалов на педсовете ДОУ, общем родительском собрании, размещение на сайте ДОУ; 3. Определение проблемы для разработки новой Программы развития. 3.2. Прогнозируемый результат Программы развития на 2025 год: Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития МАДОУ «Детский сад № 3». В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов: 1. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов (в рамках реализации Профстандарта), в том числе и при работе с детьми – инвалидами, ОВЗ; 2. Создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями основной образовательной программы ДОУ, в том числе и для детей – инвалидов и ОВЗ; 3. Рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации; 4. Обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе; 5. Активное включение родителей в образовательный процесс; 25 6. Создание привлекательного имиджа учреждения в глазах всех субъектов образовательного процесса, разработка стратегии по благоустройству территории детского сада; 7. Создание доступной среды для детей – инвалидов и ОВЗ. Для воспитанников и родителей: 1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста (по необходимости составлены индивидуальные образовательные маршруты развития детей); 2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; 3. Обеспечение индивидуального психолого – педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ, в том числе детей – инвалидов и ОВЗ; 4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право на участие и контроля в работе детского сада. Для педагогов: 1. Каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; 2. Дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий (использование новинок педагогической деятельности); 3. Поддержка инновационной деятельности (обобщение опыта, участие в педагогических мероприятиях). Для ДОУ: 1. Будет налажена система управления качеством образования дошкольников (планирование, контроль, анализ работы); 2. Развитие сотрудничества с другими социальными системами (СОШ, музей природы, детская библиотека, школа искусств, ДДТ, кукольный театр); 3. Будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении в соответствии с современными требованиями. Таким образом, работа коллектива МАДОУ направлена на обеспечение качества образовательного процесса посредством повышения профессионального уровня коллектива, создания условий для целостного развития личности каждого ребенка и объективной оценки результатов деятельности. 4. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Руководство и контроль в ходе реализации Программы развития осуществляется администрацией ДОУ и представителями родительской общественности. Система организации контроля выполнения Программы: 1. Отражение плана мероприятий контроля в годовом плане ДОУ, в тематике Педагогических советов, публикации на сайте МАДОУ, в СМИ; 2. Отчет администрации перед Педагогическим советом, общим родительским собранием; 3. Участие в экспертизе образовательной деятельности; 4. Участие в муниципальных, районных, республиканских семинарах, конференциях. Инструментарий проведения контроля: 1. результаты лицензирования; 2. общественная экспертиза оценки качества образования ДОУ; 3. статистические показатели мониторинга. 4. Самообсделование ДОУ 5. НОКО Социальный эффект от реализации программы: 26 1. удовлетворение требований общенациональной системы качества образования и образовательного запроса субъектов образовательного процесса на получение качественного образовательного продукта; 2. повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения через создание имиджа ДОУ как детского сада комбинированного вида с предоставлением услуг по коррекции речи детей и психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ, обеспечивающего гармоничное единство и взаимосвязь между достижением необходимого уровня Государственного образовательного стандарта и сохранением здоровья дошкольников. 5. ФАКТОРЫ РИСКА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ ДОУ как: 1. конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования; 2. конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, олимпиад, конференций и др; 3. конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования; 4. высокое качество и материально-техническая оснащенность образовательного процесса. В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения города, реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей. Конкурентные преимущества ДОУ определяются следующими факторами: 1. стабильно высоким качеством образования; 2. наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и управленческих команд в области проектирования, исследований, образовательных и организационно-управленческих инноваций; 3. сопровождение детей специалистами ДОУ; 4. наличием системы повышения квалификации. Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. Организационно-управленческие риски могут быть связаны: 1. с недостатками в управлении реализацией Программой; 2. с неверно выбранными приоритетами развития. Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (управленческая команда ОУ, научно-педагогические сообщества). Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы, может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. 27 Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств. Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса. Возможные пути устранения угроз и рисков: 1. Разъяснение идей Программы развития ДОУ. 2. Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров. 3. Организация мониторинга. 4. Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение. 28 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)