11.11.2019
"Детям о правилах семейного этикета"
Как вы думаете,
надо ли уважать супруга, ребенка, родителей?
Надо ли проявлять
участие к ним и помогать? Можно ли быть счастливым в семье, в которой никто о
тебе не заботится?
Для большинства
взрослых людей ответы на эти вопросы ясны, но с ребенком об этом следует
говорить, разъяснять ему правила поведения в кругу близких и самим их
придерживаться. Поговорите о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама,
он сам; что он делает для того, чтобы семья была счастливой; почему дома
желательно быть опрятным на вид и приятным в общении; какие добрые слова мы
говорим своим близким.
Используя любую
возможность, чтобы сказать малышу что-то приятное, родители не только
подтверждают ему свои чувства, что для него очень важно, но и учат видеть в
других людях хорошие качества. Вечером детей забирают домой из детского сада.
"Какой ты добрый! Спасибо!" - говорит мама сыну, угостившему ее
конфетой, полученной на полдник. "Ты самая замечательная дочка, - радостно
шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась"; "Ну,
грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны", - нервно
проговаривает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они
могут сказать о порядках, заведенных в семьях.
Умеет ли ваш малыш
обращаться к близким с просьбой и часто ли в его речи звучат требовательные
нотки? Подскажите ему, что приятнее выполнять просьбу, чем требование. Такие
слова, как "пожалуйста", "очень прошу, помоги мне",
"спасибо" и др., не зря называются волшебными: они, словно ключик
Буратино, открывают людские сердца. На них всегда хочется откликнуться и
помочь. Важны не только слова, но тон, которым они произносятся, и улыбка,
располагающая к себе. Нередко мы требуем от ребенка серьезности, чтобы
"меньше улыбались и больше думали". Между тем значение улыбки в
общении чрезвычайно велико. Она как бы говорит: я люблю людей и счастлив от
встречи с ними. Дети много улыбаются, пребывая в счастье от сознания того, что
они живут, рядом есть мама и папа, все их любят. Пусть ваш ребенок накапливает
положительные эмоции, видит в окружающем хорошее. Тот, кто в детстве получил
заряд доброты, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые
сложные жизненные задачи.
Ребенок нуждается
во внимании, нежных прикосновениях, поцелуях. Конечно, мы, взрослые, знаем об
этом, но часто не придаем значения такому сильному эмоциональному воздействию и
забываем поцеловать, погладить, посидеть с ним, тесно прижавшись друг к другу.
Многие родители испытывают сложности, поднимая ежедневно своего малыша рано
утром с постели. "Мы опоздаем в детский сад", - нервно срывается
мама. "Сколько тебя можно будить?" - вторит ей папа. Но существуют
более удачные способы утреннего подъема. Катина мама, присев на постель к дочери,
поглаживает ее и ласково шепчет: "Вставай, Золушка, пора собираться на
бал". Катя прекрасно знает, что будет собираться в детский сад, но Золушка
- ее любимая героиня, в которую она с удовольствием играет.
Большую роль в
создании счастливой семьи играют подарки и сюрпризы, которые желательны не
только в праздник или ко дню рождения, но и в самый обычный день. Подскажите
малышу, что он может сделать для близких. Вот как это делают, например, в семье
Сережи. Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки:
любимые цветы, поднесенные внуком, доставят ей огромную радость. После обеда
Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером,
когда пили чай, мальчик угостил всех подаренной ему шоколадкой. Как вы думаете,
кто помог ребенку доставить близким радость и нужно ли ему это? Не забывайте и
сами радовать детей: подарить карандаш или блокнот, сыграть в любимую игру сына
или дочери, угостить мороженым или яблоком. Маленькие знаки внимания убеждают
во взаимной любви.
В любой момент не
стоит забывать, как много значит для ребенка родители. Молоденькая мама на
улице воспитывает сынишку: он просится на руки, не замечая маминой усталости и
тяжелой сумки в ее руке. Уговоры не помогают. "Ах так, - гневно говорит
мама, - тогда оставайся, а я пойду". Она отходит от ребенка в надежде,
что-теперь-то он пойдет сам. А он, маленький, обиженный, стоит и ревет во всю
мочь. Наверное, и от обиды - оставили одного, и от злости - не получилось, как
хотел, и от страха - никому не нужен, самый дорогой, самый лучший человек
уходит. Для малыша это трагедия, как быть - он не знает. А мама сердится и
нервно кричит: "Ты плохой, я тебя не люблю". Ей кажется, что теперь
уж точно малыш двинется с места. Для него же свет померк: он плохой, его не
любят. Как поступить в такой ситуации? К каждому ребенку нужен свой подход:
одного достаточно пронести несколько шагов; другой так устал, что идти совсем
не может, и его надо нести на руках; третьего можно увлечь игрой, например, у
кого самые быстрые ноги и т. п. Что бы ни случилось, ему важно знать: его
любят, его не оставят, он под защитой родных.
Будьте осторожны в
высказываниях, давая оценку детским поступкам. Говоря ребенку "ты
плохой", мы учим его негативно оценивать нас, взрослых. Не "ты
плохой", а "ты сейчас поступил плохо". Не "вечно у тебя
грязные руки", а "они сейчас грязные у тебя". При таких словах у
малыша появляется уверенность, что близкие люди считают его хорошим человеком,
способным самостоятельно исправить свой недостаток. Наряду с уверенностью, что
его всегда любят, что бы ни произошло, внушайте маленькому человеку, чувство
ответственности за свои проступки. Танюша, не желая делиться с братом,
спряталась под кроватью и съела яблоко. Если на нее накричать и даже побить,
чтоб в другой раз неповадно было, это озлобит девочку против брата и родителей.
Поступите по другому: угостите чем-то вкусным сына, и хорошо бы он поделился с
сестрой. Не ее ругать, а его похвалить. Воспитывайте больше на положительных
эмоциях.
Но, помогая
справится с проблемами, обучая жизненной стойкости, не следует решать за
ребенка те "сложные" вопросы, с которыми он может справиться сам.
Валера расстроен: он поссорился с ребятами во дворе и те не хотят с ним играть.
Папа сказал: не хотят и не надо, мы с тобой вдвоем погуляем. Во дворе они
начали строить снежную крепость, и делали это так увлекательно, что к ним
присоединились другие ребята. Зачем Валериному отцу надо было заниматься с
чужими детьми? Не лучше ли погулять вдвоем? Сначала он так и хотел сделать, но,
выйдя на улицу, решил примирить сына с друзьями. Получилось замечательно: дети
весело играли, и Валера оказался среди них.
Обучая ребенка
правильному и доброжелательному отношению к людям, желательно обсуждать с ним
свои отношения: почему мы любим друг друга, как и почему родители заботятся о
детях и дети о родителях. Поссорившись с ним, помогите ему выйти из ссоры:
обсудите вместе, почему вы считаете его неправым, почему он так поступил.
Помогая дошкольнику осознавать свои поступки, вы научите его налаживать мир со
взрослыми: искренно сказать слова извинения, сделать что-то приятное для того,
кого обидел.
Правила семейного
этикета, которые осваивает дошкольник:
- Дома желательно
быть красивым и приятным внешне;
- Проявлять к
близким внимание и заботу;
- Быть добрым, нежным
и вежливым;
- Делать подарки и
приятные сюрпризы;
- Стараться не
ссориться с родными.
Уважаемые
родители, бабушки и дедушки!
Помните! Вы -
первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом -
окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на
формирование его системы ценностей.