04.06.2024
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных — изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы, и я являюсь их сторонником, называются коллективными.
Интерес педагогов к таким занятиям не случаен. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одной аппликации, картины, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и так это лучше сделать. А по завершении изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их.
Коллективная изобразительная деятельность — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного развития, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование на коллективных занятиях, уроках игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.
Коллективные формы создания изображения можно использовать как в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшей группы, так и в начальной школе. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Так, например может создаваться оформление стены актового зала детского к празднику. Несомненно, созданная всеми детьми картина принесет им много радости и вызовет интерес у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество.