Этапы развития связной речи
В начале второго года в лексиконе
детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для
выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять
слова, обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова
приобретают правильную грамматическую форму. После двух лет развитие связной
речи проходит в ускоренном темпе. В три года дети практикуют простую форму
диалога, отвечая на вопросы. Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также
придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У
дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее,
большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру
изложения взрослого человека.
К окончанию дошкольного возраста,
то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно.
Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом
по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять
эмоции при описании явлений или отдельных предметов.
Работая с детьми дошкольного
возраста, педагог должен:
- привить
навыки слушания и понимания речи;
- научить
говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их
присутствии;
- научить выполнять просьбы по
устному алгоритму (найти что-то на картинке и описать, принести что-то и
рассказать об этом и пр.);
- научить давать развернутые
ответы на вопросы;
- научить повторять песенки и
слова героев из сказки, декламировать вместе с воспитателем стихи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу
На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения. Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:
- понимать и запоминать не
только знакомый, но и принципиально новый текст; воспроизводить близко к
тексту диалоги героев рассказа;
- пересказывать, не меняя
последовательности;
- научить
говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их
присутствии;
- Начинать занятие со вступления, которое позволит
настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.
- Воспитатель зачитывает произведение, не упоминая о
необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного
его восприятия.
- Проводится беседа по содержанию текста с наводящими
вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии
событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть
вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью
которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также
проблемного характера, начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так
далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя
сложноподчиненные предложения.
- Разрабатывается план пересказа.
- Произведение повторно перечитывается.
- Пересказ.
- Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.
Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:
- осмотр картины или иллюстрации;
- ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.
Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы.
В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:
· Подготовительный этап для выхода на нужный эмоциональный настрой (с привлечением игрушек, песнями и стихами).
· Неспешное знакомство с картинкой.
· Ответы на вопросы по содержанию картинки.
· Пример рассказа педагога.
· Детский рассказ о картине.
Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:
· Подготовка к восприятию сюжета картинки.
· Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.
· Совместное с педагогом составление плана.
· Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.
· Рассказы остальных детей.
- ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.
· Оценка рассказов детьми и педагогом.
В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.