09.09.2020
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Колобок»
комбинированного
вида г.Улан-Удэ
Основными
задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни)
является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически
правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной
литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих,
шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.
Обогащение
словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес,
зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок,
наблюдения в природе и за трудом взрослых.
Дети
двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов.
Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).
Под
формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в
предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок
может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно
изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать
лопатом, много карандашов).
Эти
явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на
окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
Что
качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора –
двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
Учить
детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета
(по образцу);
Учить
составлять простые предложения по картинке;
Учить
пересказывать знакомые сказки, рассказы;
Заучивать
с детьми простые стихотворения;
Вести
диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и
отвечать на них.
В
ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как
можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей,
обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них
ответит.
Параллельно
с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию
правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме
[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью
и семью годами).
В
возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции
звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до
трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные
[ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].
Все
остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на
все вышеперечисленные – более простые.
Звуки
[р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.
Самое
главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и,
сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.
Развитию
речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев
рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать
пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять
другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.